Фиброма и миома матки: различия, принцип возникновения, симптомы, методы диагностики и лечения

Миома матки – это собирательное определение любого доброкачественного образования области матки. Одним из видов миомы является фиброма, тело которой состоит из клеток и волокон только соединительной ткани.

Понятие миомы и классификация новообразований

Эта форма миомы названа так, именно потому что соединительная ткань, состоящая из коллагена и эластина, носит название “фиброзная”. Отсюда и приставка фибро-, обозначающая физиологический состав опухоли. Клетки фиброзной ткани присутствуют во всех органах, особенно их много в груди, коже и мышцах матки. Это связано с тем, что волокна коллагена и эластина отвечают за способность к растяжению и последующему восстановлению тканей.

фиброзные клеткиПод влиянием целого ряда причин фиброзные клетки начинают локализовано бесконтрольно делиться, вызывая образование узла (области уплотнения). А сдавленные соседние мышцы образуют так называемую ложную или псевдокапсулу.

Это позволяет увидеть опухоль на УЗИ или МРТ-исследовании, как аномальный уплотненный участок с ровными краями. При этом можно измерить его длину и ширину.

Начало роста фибромы всегда идет из межмышечного пространства стенки матки. А уже в последующем, при ее распространении и росте, она может локализоваться в различных участках органа.

Так, по направленности роста различают:

• фибромиомаИнтерстициальную фиброму. По сути, это является самым началом процесса, так как опухоль целиком располагается в межмышечном пространстве;
  • Субсерозную. При этом процесс роста направлен в сторону брюшины;
  • Субмукозную. Фиброма выдается в область внутренней слизистой оболочки матки;
  • Межсвязочную. Когда образование локализуется в области маточных связок.

Любая форма фибромы может быть как на широкой, так и на узкой ножке. Длина такого основания иногда достигает нескольких сантиметров, поэтому опухоль может находиться относительно далеко от места начала роста (в забрюшинном пространстве или полости матки).

Классификация относительно центра матки:

• строение маткиШеечная. Образование находится в области шейки матки и может вызывать хронические формы воспалительных и инфекционных заболеваний половых органов;
  • Перешеечная миома. Фиброма влияет на работу цервикального канала, мочевого пузыря и мочевыводящих путей, вызывая учащенное, иногда болезненное мочеиспускание;
  • Корпоральная. Патологический процесс затрагивает только мышцы стенок матки.

Клиническая картина

Наблюдаемые симптомы при фиброме матки напрямую зависят от месторасположения миоматозного узла. Так, интерстициальная форма миомы чаще всего никак себя не проявляет и лишь в некоторых случаях наблюдается:

• кровотечении обильные менструальные кровотечения;
  • периодически возникающие маточные кровотечения;
  • нарушения в работе мочевого пузыря и нижних отделов кишечника.

При малых и средних размерах образования фиброма не мешает процессу зачатия и вынашивания малыша.

Клиническая картина при субсерозном расположении миомы имеет следующие отличия:

• из-за давления на внутренние органы и нервные окончания возникает боль ноющего характера, которая может локализоваться по передней стенке брюшины в области пупка и ниже;
  • резко возникающие симптомы интоксикации (рвота, подъем температуры тела, головная боль, резкая боль в животе) могут быть проявлением перекрута ножки опухоли и некротизации узла. Такое состояние требует срочной помощи хирурга;
  • большой размер фибромы может вызвать растяжение внешней стенки живота, что проявляется увеличением его в размерах;
  • характер и количество менструальных кровотечений при такой форме не изменяется.

давлениеНо одной из самых опасных является субмукозная фиброма. Распространяясь на слизистую оболочку матки, она может вызвать:

• длительные и обильные менструальные кровотечения, приводящие даже к анемии;
  • изменения формы и размеров матки, что может препятствовать процессу зачатия и нормальному течению беременности;
  • при давлении на нервные окончания возникают боли в области крестца и даже по задней части ног.

Важно! Большинство фибром, даже достигая больших размеров, не проявляются никакими симптомами.

Диагностические и терапевтические мероприятия

Фибромы отличаются плотной структурой с четко определяемыми краями, поэтому врач-гинеколог может обнаружить наличие опухоли даже при простом осмотре с применением двуручного метода исследования. Но в любом случае необходимо прохождение дополнительных обследований для подтверждения диагноза и оценки основных параметров образования.

Диагностическими процедурами, применяемыми при фиброме, являются:

• УЗИ малого тазаУЗИ матки и придатков. Для получения более точной информации применяется трансвагинальный метод исследования. В итоге выявляется форма, местоположение, размер опухоли и ее отношение к кровеносным сосудам.
  • МРТ и КТ. Эти методы позволяют с большей точностью визуализировать образование, а также оценить ее влияние на соседние ткани и органы.
  • Гистероскопия. Гибкий подвижный зонд с камерой на конце вводится непосредственно в полость матки. Делается это по физиологическому пути – через влагалище и шейку матки. Метод хорош тем, что врач в режиме реального времени под большим увеличением может рассмотреть состояние стенок матки, а также фиброзный узел со всех сторон, оценив его состояние.

Все диагностические процедуры являются малоинвазивными и не требуют специальной подготовки. Разница полученных результатов минимальна, но каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки.

По возможности, лечение фибромы носит консервативный характер и заключается в использовании препаратов, содержащих антагонисты некоторых половых гормонов (эстрогена, эстрадиола, прогестерона и т.д.). Это позволяет затормозить процесс роста, а в дальнейшем и полностью ликвидировать опухоль. Но не всегда применение такого метода лечения возможно. Так, при маточных кровотечениях, перекруте ножки фибромы, а также негативном ее влиянии на соседние органы требуется хирургическое вмешательство.

докторОперация может проходить с сохранением репродуктивных функций, то есть без удаления матки, а также с ее полным удалением. Но только полная резекция органа дает гарантию отсутствия рецидива болезни.

На данный момент существуют и дополнительные методы удаления миомы без использования скальпеля – вапоризация узла и эмболизация близлежащих артерий. Но после того, как фиброма удалена каким-либо из способов, необходима дополнительная терапия гормональными препаратами.

Перерождение фибромы в рак практически никогда не происходит, но требуется постоянный контроль за разницей ее первоначальных размеров и других физических параметров.

Фиброма матки иногда и вовсе не требует лечения. Ее самопроизвольное исчезновение может произойти в период серьезных гормональных изменений — во время беременности и менопаузы.