Каковы особенности множественной миомы матки?

Миома матки представляет собой заболевание, которое характеризуется наличием опухолевидных образований, состоящих из мышечной ткани. Эти образования, находящиеся в матке, называются узлами. Узел при такой болезни может быть один, но их может наблюдаться и несколько. При диагнозе «многоузловая миома матки» опухолевых узлов на маточной поверхности больше одного. По-другому данная патология называется «множественная миома».

Такой тип заболевания является очень распространенным и встречается намного чаще, чем патология лишь с одним узлом. Новообразования могут различаться по своему расположению, размеру и темпам развития. Однако, независимо от того, какими особенностями они характеризуются, такое заболевание называют многоузловой миомой.

субмукозная миомаЧаще всего болезнь развивается при избытке в организме женщины половых гормново эстрогенов. Расположение узлов при многоузловой миоме может различаться – они могут находиться близко друг к другу, либо располагаются в разных участках матки. Формируются они также в разных слоях маточной ткани, поэтому могут быть:

• субмукозными;
  • интрамуральными;
  • субсерозными.

Иногда все образования относятся к одному типу, иногда все различны. Это влияет на ход болезни и лечение.

Общие сведения о патологии

Многоузловая миома характеризуется наличием нескольких опухолевых узлов на поверхности матки. Эти узлы могут быть разных размеров. Исходя из размеров, существует классификация миоматозных образований. Выделяют миоматозные узлы:

• субмукозная миома маткиМалых размеров. Миомы малых размеров не превышают 20 мм. В этом случае матка увеличена до объема, который наблюдается при беременности до 8 недели;
  • Средних размеров. Средние размеры узлов – от 20 до 60 мм;
  • Больших размеров. При миоме больших размеров диаметр отдельных узлов может превышать 60 мм. Именно миомы больших размеров представляют наибольшую опасность, поскольку вызывают большее количество проблем и осложнений

Однако течение болезни и ее лечение зависит не только от того, какие узлы преобладают (малых, средних или больших размеров). На это влияют также их расположение, темпы роста, возраст пациентки и пр. Однако с узлами малых размеров бороться проще, поэтому заболевание необходимо своевременно диагностировать. Для этого нужно знать его признаки, а также понимать, по каким причинам чаще всего развивается множественная миома матки.

Этиология недуга

Факторы, провоцирующие развитие этого заболевания, позволяют определить круг женщин, которые наиболее подвержены риску его возникновения. Однако это не означает, что у остальных представительниц прекрасного пола множественная миома не возникает.

Точно также наличие факторов риска не говорит об обязательном развитии патологии. Но знание провоцирующих факторов позволит женщине более бережно и внимательно относится к своему здоровью и при необходимости своевременно начать лечение.

Основные причины болезни:

• гормональные нарушениягормональный дисбаланс;
  • задержка полового созревания;
  • неправильное использование гормональных средств контрацепции;
  • частая смена половых партнеров;
  • отсутствие сексуальных отношений;
  • инфекционные заболевания женской половой сферы;
  • травмы и операции;
  • аборты;
  • работа, тяжелая физически;
  • нарушения в работе эндокринной системы;
  • наличие лишнего веса;
  • предрасположенность, обусловленная генетически;
  • большое количество стрессовых ситуаций.

Женщинам, у которых имеется один или несколько перечисленных факторов, необходимо проявлять особую осторожность и не пренебрегать плановыми осмотрами специалиста.

Какими признаками проявляется патология?

Множественная миома матки не всегда проявляется себя какими-либо симптомами. Особенно это касается случаев, когда узлы небольшие и расположены на внешней части маточной поверхности. Однако если имеются образования больших размеров, или некоторые из них расположены в слизистой оболочке или внутри органа, симптомы заболевания становтся более выраженными. Это:

• боличастые боли в области живота или поясницы, усиливающиеся во время менструации и перед ней;
  • сбои в менструальном цикле;
  • маточные кровотечения, кровянистые выделения вне периода менструации;
  • обильные, длительные и болезненные месячные;
  • затруднения при мочеиспускании;
  • анемия и пр.

Основной признак, которым проявляется множественная миома матки, связан с частыми болевыми ощущениями. Они могут возникать даже при субсерозном типе узлов, поскольку эти образования, развиваясь, оказывают давление на ближайшие органы.

Современные методы терапии множественной миомы

Прежде чем назначить лечение, врач должен диагностировать болезнь и выявить ее особенности. Для этого обычно используют такие методы, как УЗИ, МРТ, биопсия и пр. С их помощью выявляют количество миоматозных образований, их размеры, тип тканей, расположение, темп роста и другие важные для подбора терапии факторы. Кроме этого врач может обратиться за помощью к другим специалистам, например, к эндокринологу, чтобы убедиться в отсутствии проблем с эндокринной системой.

гинекологЛишь после того, как будут учтены особенности заболевания и индивидуальные характеристики пациентки, врач назначит лечение.

Множественная миома матки требует индивидуального подхода, поэтому ни в коем случае нельзя заниматься лечением самостоятельно, используя средства, которые назначались матери или подруге. С применением народных средств тоже стоит быть осторожным – такое лечение может не дать результата или даже навредить.

На начальном этапе заболевания обычно используется гормональная терапия. Такое воздействие целесообразно также и при подготовке к оперативному вмешательству.

При выборе этого способа борьбы с патологией назначают гормональные препараты, которые влияют на функционирование яичников. Такое лечение может продолжаться в течение полугода, в результате чего узлы должны уменьшиться в размерах. Если же они по-прежнему больших размеров, приходится использовать иное лечение.

Другой способ медицинского воздействия является оперативным. В этом случае производится хирургическое удаление новообразований или всего детородного органа. Выбор типа операции зависит от индивидуальных особенностей женщины и ее жизненной ситуации. Молодым женщинам стараются сохранить детородную функцию, поэтому матку полностью удаляют редко.

Основные типы операций:

1. МиомэктомияМиомэктомия. При выборе этого способа лечения удаляются только миоматозные узлы. Матка сохраняется. Данный метод является наиболее приемлемым для лечения молодых пациенток, однако он не всегда бывает результативен.Если существует высокий риск осложнений, перерождения миомы в злокачественную опухоль или при большом количестве узелков, приходится отказаться от миомэктомии и предпочесть более радикальные методы.
  2. Гистерэктомия. Этот метод подразумевает удаление матки полностью. Лечение таким способом назначается достаточно редко, но иногда только такой метод дает результат.
  3. Эмболизация артерийЭмболизация маточных артерий. В этом случае хирургически перекрывается доступ миоматозных узлов к питающим артериям. Лишенные подпитки кровью узлы постепенно уменьшаются в размерах и отмирают.Данный способ считается наиболее удобным, однако подходит не всем. Женщинам, планирующим рождение детей, его не назначают. Кроме этого, из-за эмболизации могут развиваться инфекционные заболевания и осложнения.

Кроме терапии при борьбе с миомой важно соблюдать правила здорового образа жизни. Соблюдение диеты, умеренные физические нагрузки, полноценный отдых способствуют укреплению организм и повышению сопротивляемости болезни.

Множественная миома матки является распространенным заболеванием, которое при отсутствии лечения может привести к серьезным осложнениям как со стороны репродуктивной системы, так и со стороны организма в целом. Нужно внимательно следить за любыми изменениями, происходящими в организме, чтобы своевременно обнаружить проблему.