Миома и аденомиоз матки: как излечиться от заболеваний?

Миома матки в сочетании с аденомиозом – один из самых распространенных гинекологических диагнозов у женщин детородного возраста. Такое частое сочетание двух разных заболеваний обусловлено общей причиной – нарушением гормонального баланса.

Что такое миома и аденомиоз матки?

Миома матки – это доброкачественная опухоль мышечного слоя матки. Образуется в результате разрастания мышечной ткани под влиянием неблагоприятных факторов, таких как:

• дисбаланс женских половых гормоновдисбаланс женских половых гормонов;
  • нарушения эндокринной системы;
  • нарушенный обмен веществ;
  • стрессовое воздействие;
  • инфекции;
  • генетическая предрасположенность и другие.

Различают миомы:

1. Одиночные, встречаются редко.
  2. Множественные, диагностируют чаще всего.

Шеечная лейомиома.По местоположению миомы бывают:

1. Межмышечные.
  2. Субмукозные, или подслизистые.
  3. Субсерозные, или подбрюшинные.

Следует отметить, что миома является доброкачественной опухолью, т.е. в ней не наблюдаются раковые клетки. Тем не менее, при отсутствии лечения миома разрастается и сдавливает окружающие сосуды и ткани, в них нарушается обмен веществ, что может привести к перерождению доброкачественной опухоли в злокачественную.

Аденомиоз – воспалительный процесс, при котором происходит прорастание внутреннего слизистого слоя матки (эндометрия) в подлежащий мышечный слой тела матки.

В норме внутренний слизистый слой может немного увеличиваться и расти в полость матки. При аденомиозе клетки слизистого слоя вторгаются в лежащий за ним мышечный слой, мышцы «реагируют» и начинают расти вокруг внедрившихся клеток, происходит увеличение стенки матки.

Так же, как и при миоме матки, аденомиоз могут спровоцировать такие факторы и патологии:

• гормональные нарушениянарушение соотношения половых гормонов;
  • наследственный фактор;
  • инфекционные процессы в женской половой системе;
  • сбой в иммунной системе;
  • стресс;
  • аборты и др.

Аденомиоз бывает:

• очаговый, т.е. клетки эндометрия прорастают в мышечную стенку матки и образуют очаги;
  • клетки эндометриядиффузный, т.е. эндометрий заполняет мышечную ткань равномерно;
  • узловой, т.е. наблюдаются узлы, содержащие эндометрий и соединительную ткань, в мышечной стенке матки.

Таким образом, под воздействием негативных факторов происходит деление клеток мышечного слоя матки в виде узлов, образуется миома. Вместе с образованием опухоли, под влиянием этих же факторов разрастается внутренний слой матки и проникает в подлежащий мышечный слой (аденомиоз). Эти два процесса могут протекать как отдельно, так и совместно. Такое сочетание часто затрудняет диагностику, так как при миоме и при аденомиозе клинические проявления похожи.

Развитие сочетанного заболевания

Довольно часто аденомиоз, появившись самостоятельно, может провоцировать образование миомы. Нередко у пациенток также присутствуют воспалительные процессы органов малого таза, а также нарушения работы эндокринной системы.

file60980753_cd4ec189Наиболее распространенной причиной развития миомы в сочетании с аденомиозом является сбой в гормональной системе. Это касается не только женских половых гормонов, но и гормонов щитовидной железы, надпочечников.

Часто у пациенток диагностируют заболевания этих желез, а также нарушения в работе печени (именно печень выводит лишние гормоны – эстрогены). Дисбаланс в гормональной системе приводит к избыточному накоплению женских гормонов эстрогенов, которые и стимулируют деление клеток эндометрия и мышечного слоя матки.

Из-за неконтролируемого деления клеток как внутреннего, так и мышечного слоя происходит увеличение размеров матки. Степень увеличения органа соотносится с аналогичной при беременности, т.е. говорят о матке в 10, 12 недель и т.д. Кроме изменения размеров матки, миома в сочетании с аденомиозом сопровождается следующими симптомами:

1. тазовая больТазовые боли, достигающие пика во время менструации и стихающие после.
  2. Кровянистые выделения.
  3. Боль во время полового акта.
  4. Нарушения менструального цикла.
  5. Боли при мочеиспускании, запоры.
  6. Общая слабость и недомогания.

При наличии данных проявлений следует немедленно обратиться к врачу-гинекологу за помощью. Своевременная диагностика и лечение могут предотвратить негативные последствия миомы и аденомиоза. В противном случае заболевание может привести к выкидышам, бесплодию, осложнится поражением соседних органов или перейти в злокачественный процесс.

Точный диагноз ставится врачом после проведения ряда исследований:

• УЗИ малого тазаУЗИ матки;
  • магнитно-резонансная томография;
  • компьютерная томография;
  • гистологическое исследование;
  • лапароскопия (осмотр через проколы в брюшной стенке);
  • гистероскопия (осмотр через влагалище и шейку матки) и другие.

После диагностических процедур назначается лечение, которое может быть хирургическим, медикаментозным и комбинированным. Выбор тактики лечения зависит от количества опухолевых узлов, расположения и размеров миомы, степени развития аденомиоза, наличия осложнений, общего состояния пациентки и других параметров. Сначала проводится поддерживающая терапия, прием успокоительных, иммуномодулирующих средств, физиолечение.

Важно знать, что любое тепловое воздействие на область малого таза при миоме и аденомиозе нежелательно.

Поэтому среди физиопроцедур противопоказаны:

• гинекологультразвук;
  • фонофорез;
  • инфракрасная поляризованная светотерапия;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • лазерное излучение;
  • парафинотерапия;
  • грязелечение;
  • лечение горячим песком;
  • вибротерапия и массаж.

Однако, радоновые и йодобромные ванны, электрофорез цинка, магнитотерапия обладают хорошим лечебным воздействием и рекомендованы после проведения операции.

Хирургическое лечение назначается, если обнаруживается:

• Миоматозный узелмиоматозный узел диаметром более 10 мм;
  • размер матки 12 недель;
  • быстрый рост опухоли;
  • обильные кровотечения, прогрессирующее снижение уровня гемоглобина;
  • сильные боли внизу живота и в поясничной области;
  • аденомиоз в сочетании с субмукозной миомой;
  • отмирание клеток миоматозного узла;
  • нарушения функционирования окружающих органов и тканей (поражение мочевого пузыря, прямой кишки).

Операция совершается при помощи специальных инструментов – гистероскопа или лапараскопа. Гистероскоп представляет собой специальное устройство с видеоконтролем, доступ к матке осуществляется через наружные половые органы. Лапараскоп вводится через разрез в пупочной области, после проведения всех манипуляций, прибор вынимается, разрез зашивается косметическим швом.

Проведение операцииВ зависимости от размеров матки и тяжести патологии проводят либо частичное, либо полное удаление органа. Такое лечение предполагает прием болеутоляющих препаратов, гормональную терапию, симптоматическое лечение (применение антиоксидантов, кровоостанавливающих средств, витаминов и проч.).

Если пациентка не собирается беременеть, опухоль не увеличивается, имеет мало узлов, процесс протекает бессимптомно и не отягощен сопутствующими заболеваниями, назначают медикаментозное лечение. В основном применяют гормональные препараты (прогестагены и другие), которые позволяют замедлить разрастание миомы и клеток эндометрия.

гормональная терапияГормональная терапия направлена на снижение количества женских половых гормонов эстрогенов за счет временного блокирования работы яичников.

Правда, после прекращения курса у многих пациенток рост опухоли возобновляется, поэтому в последнее время назначают комплексное лечение, включающее гормонотерапию как подготовку к операции. К тому же, сочетание миомы и аденомиоза плохо поддается медикаментозному лечению и чаще всего требует хирургического вмешательства.

Стоит отметить, что с наступлением менопаузы патологические разрастания могут рассасываться. Это связано с перестройкой гормональной системы женщины и уменьшением секреции половых гормонов – эстрогенов. Миома увеличивается до тех пор, пока яичники вырабатывают эти гормоны. При удалении яичников, также наблюдается замедление роста опухоли и ее рассасывание.

И все-таки самым надежным способом предотвращения развития миомы и аденомиоза остается регулярное посещение гинеколога не менее одного раза в полгода. Быстрое выявление первых признаков заболевания поможет сохранить репродуктивный орган, а также снизить риск развития осложнений.