Особенности субмукозной миомы матки

Одной из разновидностей миомы является субмукозная миома матки. Как и все миомы, она представляет собой доброкачественное опухолевое образование. Отличается от других такая миома тем, что миоматозный узел формируется на внутреннем слое матки, под эндометрием.  Поэтому иначе она называется подслизистая миома. Новообразование, разрастаясь, может вдаваться внутрь маточной полости.

По мнению специалистов, субмукозная миома является наиболее опасной формой заболевания, поскольку вызывает наиболее тяжелые осложнения и создает серьезную угрозу для репродуктивной функции женщины.

Поэтому патология нуждается в своевременном лечении. Современные методы терапевтического воздействия позволяют избавиться от этой патологии и сохранить способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка. Однако чтобы лечение было эффективным, необходимо не только своевременно диагностировать недуг, но и определить причины его возникновения, чтобы избежать случаев повторного заболевания.

Общие сведения о болезни и причинах возникновения

Субмукозная миома матки характеризуется наличием одного узла или нескольких, находящихся на внутреннем маточном слое. Такой узел называется подслизистым, поскольку расположен под слизистой тканью эндометрия.

Поскольку узел находится на внутренней поверхности матки, разрастаясь, он занимает все больше места в полости органа. Это становится причиной увеличения матки. Основная проблема в этом случае – сложности с зачатием и вынашиванием малыша, поскольку миоматозный узел мешает его полноценному развитию, занимая место.

Субсерозная миома маткиКроме этого, наличие большого миоматозного узла препятствует нормальному функционированию женской репродуктивной системы, возникают проблемы с менструальным циклом, появляются кровотечения, нередки боли.

Так как при беременности усиливается кровоснабжение матки, увеличивается и питание узла, что вызывает его усиленный рост. Это может спровоцировать выкидыш. Поэтому женщинам, планирующим рождение детей, необходимо вылечить болезнь до зачатия.

Субмукозная миома нередко сопровождается эндометриозом, поскольку эти заболевания развиваются под воздействием одних и тех же факторов.

При наличии эндометриоза вероятность зачатия ребенка еще больше снижается.

Кроме этого существует возможность перерождения миомы в злокачественную опухоль. Это бывает редко, однако, стоит проявлять осторожность. Если такое заболевание было обнаружено, и врач назначил лечение, необходимо следовать всем его рекомендациям.

Миома с расположением узла на слизистой части матки возникает по разным причинам. Иногда ее развитие провоцирует не один фактор, а несколько. Зная эти факторы, можно определить основную группу риска, тем не менее, и остальным женщинам нужно быть внимательными к своему здоровью и посещать профилактические осмотры.

К причинам возникновения заболевания относят:

• гормональные нарушенияпозднее половое созревание;
  • отклонения в работе гормональной системы;
  • болезни яичников;
  • инфекционные заболевания;
  • аборты и хирургические вмешательства;
  • длительный прием гормональных препаратов;
  • генетическую предрасположенность;
  • беспорядочную половую жизнь;
  • длительные эмоциональные нагрузки;
  • отсутствие сексуальных отношений;
  • неправильный образ жизни и питания;
  • особенности экологической ситуации;
  • тяжелую физическую работу.

Любая из женщин, в жизни которой наблюдается хотя бы один из перечисленных факторов, должна проявлять осторожность и следить за изменениями, происходящими в организме. О тревожных и неприятных симптомах обязательно следует сообщить врачу для назначения своевременной диагностики.

Как проявляется и диагностируется патология?

Поскольку субмукозная миома матки является быстропрогрессирующим заболеванием, сложно не заметить ее симптомы. При их обнаружении нужно обратиться к специалисту. Эти симптомы заключаются в следующем:

1. Сбои менструального циклаСбои менструального цикла. Месячные при наличии этого заболевания становятся нестабильными и идут не по графику, кроме этого нередки межменструальные кровотечения.
  2. Периоды менструации слишком длинные (более 7 дней), во время них наблюдаются сильные боли, мешающие нормальному функционированию женщины.
  3. Дискомфорт в нижней части живота, тянущие боли.
  4. Анемия. Ее признаками может быть чрезмерная утомляемость, снижение работоспособности, апатичное настроение.
  5. Иногда случаются повышения температуры.
  6. Учащенное мочеиспускание.
  7. Проблемы с ЖКТ.
  8. Бесплодие. При стабильной половой жизни без средств контрацепции беременность не наступает в течение года. Наличие новообразования в матке может быть препятствием для зачатия, поэтому при проблемах с наступлением беременности следует проверить, не является ли причиной миома.

На данные симптомы сложно не обратить внимания, но иногда женщины их игнорируют, чем провоцируют серьезные ослложнения, среди которых можно назвать деформацию матки и соседних органов (увеличившаяся матка или сам узел оказывает давление на них), воспаление узла, развитие инфекционных заболеваний.

Среди основных диагностических процедур можно назвать следующие:

1. пальпацияПальпация. Во время осмотра врач может заподозрить наличие миомы, поскольку поверхность матки при патологии становится неравномерной.
  2. УЗИ. С его помощью можно установить, сколько имеется узлов, где они расположены и с какой скоростью растут.
  3. Гистероскопия. С ее помощью можно выявить особенности строения узлов и вероятность их преобразования в злокачественную опухоль.

Также для установления детальной картины заболевания проводят общий анализ крови, исследуют особенности гормонального фона и др. Это помогает установить причины болезни и наличие дополнительных нарушений в организме, а также выбрать наиболее эффективное лечение.

Способы терапии

Когда узел невелик, а заболевание находится на ранней стадии развития, врачи используют медикаментозное лечение. Применение лекарственных препаратов может повлиять на гормональный фон (количество женских половых гормонов), что способствует снижению темпов роста миоматозных узлов. Иногда такое лечение позволяет избавиться от субмукозной миомы.

Однако если лечение при помощи таблеток не дает результатов или имеется высокий риск возникновения осложнений, назначается операция. Именно операция считается наиболее эффективным методом терапии при данном виде миомы.

Применяются такие типы оперативного вмешательства при миоме:

• МиомэктомияМиомэктомия. Данная операция подразумевает удаление новообразования при сохранении матки. Именно такое лечение оптимально для молодых женщин, которые планируют рождение детей. Производится миомэктомия несколькими способами:
    • абдоминальный (делается разрез внизу живота, чтобы получить доступ к узлу);
    • лапароскопический (узлы удаляются через микроскопические разрезы);
    • гистероскопический (с помощью процедуры можно удалить новообразование без разрезов, через влагалище с помощью инструментов).
  • Удаление матки. Лечение таким способом является самым радикальным, к нему прибегают в случае, если другие варианты терапии неэффективны. В случае болезни у молодых женщин стараются сохранить матку и подобрать менее радикальный способ лечения. Данная операция может быть назначена в следующих случаях:
    • увеличение матки до размеров более 12 недель беременности;
    • быстрый темп роста опухоли;
    • риск перерождения доброкачественной опухоли в злокачественную;
    • большое количество узлов.
  • Эмболизация артерийЭмболизация артерий. Данное лечение наиболее эффективно, поскольку позволяет преодолеть заболевание без вырезания узлов. Метод заключается в перекрывании доступа крови к миоме из питающих артерий.Лишенное питания новообразование начинает уменьшаться в размерах и отмирает. Однако при таком способе повышается риск развития послеоперационных инфекций. К тому же, его целесообразно применять при наличии только одного узла.

Еще одним способом борьбы с субмукозной миомой является лечение травами и народными средствами. Однако медицинские специалисты к данному способу относятся скептически. Иногда врачи допускают использование методов нетрадиционной медицины в качестве дополнительного воздействия, особенно на ранних сроках болезни.

Тем не менее, вероятность преодоления патологии только при помощи трав очень низка. К тому же некоторые народные средства могут даже нанести вред, если использовать их неправильно или не знать их основных особенностей. Поэтому перед тем, как лечиться с помощью нетрадиционных рецептов, следует проконсультироваться со специалистом.