Гистероскопия как метод диагностики и лечения миомы матки

Миома матки – диагноз, который чаще всего ставят женщинам возрастом от 30 лет. Такие образования имеют доброкачественный характер и не могут превратиться в рак. Однако в большинстве случаев они являются причиной бесплодия и невынашивания ребенка.

Как правило, патологию выявляют еще на этапе гинекологического осмотра. Но подтвердить (опровергнуть) наличие опухоли в матке, узнать ее локализацию и размер можно лишь после прохождения дополнительного обследования. Основными методами диагностики являются: УЗИ, КТ и МРТ. Нередко при подозрении на миому врачи также назначают гистероскопию.

Что собой представляет исследование?

Гистероскопия – исследование матки и ее придатков путем введения в шейку и полость органа специального прибора (гистероскопа) с небольшой камерой. Подобного рода процедура дает возможность выявить основные причины женских проблем со здоровьем:

• Полип шейки маткиполипы слизистой цервикального канала и эндометрия или его гиперплазию;
  • доброкачественные и злокачественные опухоли в матке;
  • эндометриоз;
  • спайки в маточных трубах;
  • другие заболевания органа.

При миоме в матке гистероскопию назначают для:

1. Установления места нахождения и типа опухоли, плотности и размера миоматозных узлов.
  2. Коррекции выявленных патологий (удаление миом электрохирургическим, механическим или лазерным способом).
  3. Контроля над ходом лечения при гормональной терапии и в период восстановления после операции.

Хирургическое вмешательство при данной операции минимально, а эффективность процедуры намного выше по сравнению с классическими методами лечения миомы. Другие ее преимущества:

• гинекологвысокая точность диагностики (ни рентген, ни ультразвуковое обследование не дают полной информации о патологическом образовании);
  • небольшая длительность гистероскопического обследования и операции (от 5 до 45 минут);
  • короткий реабилитационный период (1-2 дня);
  • нет необходимости применять дополнительное оборудование для удаления патологий в матке;
  • отсутствие шрамов на теле после операции;
  • сохраняется репродуктивная и менструальная функция организма, что немаловажно для нерожавших женщин.

Во многих клиниках гистероскопия является «золотым стандартом» диагностики и лечения гинекологических заболеваний. При подозрении на рак, полипы, миому или другие патологии органа прохождение данного вида обследования обязательно.

Общие показания к проведению

Применение гистероскопического исследования актуально при:

• менструациянерегулярном менструальном цикле (дисменорея), отсутствии месячных (аменорея);
  • чрезмерных кровотечениях, сильной боли во время менструации;
  • бесплодии, постоянных выкидышах;
  • спаечных процессах в матке и придатках;
  • кровянистых выделениях вне менструации (до и после нее);
  • аномалиях развития органа;
  • планировании беременности после кесарева сечения, удаления миомы, при повреждении матки;
  • наличии внутриматочной спирали более 5 лет (в случаях, когда ее невозможно извлечь самостоятельно);
  • эндометриозе, миоматозных узлах, расположенных под слизистой оболочкой матки;
  • кровотечении в период менопаузы;
  • подозрении на патологию эндометрия;
  • болевых ощущениях во время полового акта;
  • миоме размером до 5 см;
  • быстром росте опухоли.

Несмотря на то, что гистероскопия имеет ряд преимуществ по сравнению с остальными методами исследования, существуют факторы, исключающие возможность ее применения. К таковым относятся:

• беременностьбеременность;
  • воспаление в половых органах (инфекция может распространиться в придатки, брюшную полость);
  • сильное маточное кровотечение;
  • острый период течения инфекционных заболеваний (грипп, ангина, пневмония);
  • болезни сердечно-сосудистой системы, почек и печени (высокий риск возникновения гиперволемии);
  • несоответствующие норме анализы мазков из влагалища (3-4 степень чистоты);
  • стеноз (сужение) шейки матки;
  • аденокарцинома (рак эндометрия), лейосаркома (злокачественная опухоль в мышечной оболочке матки);
  • глубина полости органа больше 10 см;
  • заболевания, при которых противопоказано повышенное давление в брюшной полости.

Подготовка к проведению исследования

Перед тем, как провести гистероскопию, гинеколог берет мазок из влагалища. Помимо этого женщина сдает:

• Анализ кровикровь и мочу (общие анализы);
  • тест на ВИЧ, гепатит (В и С) и сифилис;
  • расширенные анализы крови (для определения группы, резус-фактора и скорости свертывания);
  • мазок из цервикального канала (по требованию доктора).

Основная цель предварительного обследования – выявить противопоказания к оперативному лечению миомы. После этого врач спрашивает пациентку о лекарствах, которые она принимает, наличии аллергии на медицинские препараты, сопутствующих заболеваниях.

Подготовка к гистероскопии включает также прием гормональных препаратов, способствующих уменьшению миоматозных узлов. Как правило, для этого назначают:

• агонисты ГнРГагонисты ГнРГ (Декапептил, Золадекс). Гормональные средства этой группы применяют месяц. Оптимальная доза – две инъекции с промежутком в 4 недели;
  • гестагены (Неместран, Норэтистерон, Дановал). Терапия гестагеновыми препаратами длится дольше (около двух месяцев), так как она менее эффективна. Периодичность приема и дозировку лекарства определяет врач.

Положительные стороны лечения гормональными средствами:

• атрофия эндометрия (улучшается видимость органа);
  • уменьшение кровопотери во время операции по удалению миомы;
  • восстановление показателей красной крови до оптимальных значений.

Однако стоит знать и о недостатках такой подготовки. Иногда после приема препаратов большие узлы на стенке матки становятся интерстициальными (располагаются в мышечной ткани органа). В подобных ситуациях процедуру откладывают или же прибегают к лапаротомической миэктомии.

Дату и время проведения гистероскопии женщина оговаривает с врачом после предварительной диагностики миомы. За два дня до этого следует отказаться от интимной близости. Не рекомендуется пользоваться средствами гигиены, спринцеваться за неделю до операции. Употребление таблеток и применение вагинальных свеч также необходимо прекратить (за 7 дней до гистероскопии). В день проведения процедуры нельзя пить и кушать: можно лишь прополаскивать рот водой.

Операция и период восстановления

Если гистероскопию назначают в диагностических целях, обезболивающее не применяют. Процедуру выполняют гистероскопом диаметром 4 мм. Его вводят в шейку, а затем и в саму матку. Таким образом врач осматривает орган, оценивает состояние маточных труб, плотность, цвет и равномерность слизистой ткани, определяет характер выявленной патологии. Средняя продолжительность диагностики – 5-10 минут.

общий наркозВ случаях, когда необходимо удалить миомы, применяется местная или общая анестезия. Гистероскоп, используемый во время хирургического вмешательства, имеет толщину 8-10 мм. Поэтому во время процедуры часто доктора прибегают к искусственному расширению матки – вводят в нее физраствор или углекислый газ.

Продолжительность операции зависит от места возникновения опухоли. Интерстициальные узлы вырезают сразу, но через 3 месяца нужно пройти контрольную гистероскопию, чтобы подтвердить отсутствие возможных частей миомы. Как правило, такого рода вмешательство занимает не больше 40 минут.

Лечение субмукозных узлов проходит в два этапа. Сначала проводят гистероскопию. Затем частично удаляют узлы. После таких манипуляций пациентке вновь назначают гормональную терапию на 8 недель. За два месяца оставшиеся фрагменты узлов выдавливаются в матку, что значительно облегчает процедуру их иссечения при повторной гистероскопии. Все удаляемые во время операции частицы опухоли отправляют врачам-патогистологам для более детального исследования.

ГистероскопияГистероскопия хорошо переносится, поэтому госпитализация в стационар не проводится. Пациентка отправляется домой через три часа после хирургического вмешательства. Несколько дней женщину могут беспокоить болезненные ощущения внизу живота, выделения с примесями крови. Волноваться не стоит, так как такие последствия гистероскопии считаются нормой.

Реабилитационный период после операции небольшой. Через день (максимум два) можно выходить на работу. Однако некоторое время следует избегать тяжелых физических нагрузок, удерживаться от половых контактов. Последнее лучше обговорить с лечащим врачом. После гистероскопии определенное время не рекомендуется принимать горячую ванну, посещать баню и сауну, использовать тампоны.

Если процедура выполнена правильно, осложнений не наблюдается. В редких случаях возможны:

• воспаление эндометрия, внутреннего слоя матки;
  • разрыв стенки органа;
  • уменьшение эластичности шейки матки;
  • скопление сгустков крови внутри органа.

Важно! Сильные болевые спазмы в области живота, повышенная температура, озноб, кровотечение – основные признаки осложнений после гистероскопии. При появлении таких симптомов нужно срочно обратиться к доктору.

Качество гистероскопического обследования зависит от оснащенности клиники, компетентности врача. В его стоимость входит цена самой услуги, себестоимость средств, затраченных во время пребывания женщины в стационаре.