Эмболизация при маточной миоме: суть метода, показания, особенности проведения и реабилитации

Эмболизация миомы матки – это неинвазивный метод хирургического перекрытия маточных артерий, питающих миоматозный узел.

Общая информация о процедуре

Эмболизация миомы матки предусматривает уменьшение в размерах либо полное исчезновение новообразований путем прекращения их кровоснабжения. В результате успешно проведенной процедуры, ткани миомы матки, лишенные питания, начинают замещаться клетками соединительной ткани. При этом большие опухоли значительно уменьшаются в размерах, а маленькие и вовсе исчезают.

Симптоматика, присущая данной патологии, после операции исчезает сразу, а ликвидация образований может занять от 2 до 12 месяцев.

Применение методики эмболизации позволяет добиться:

• эмболизациявосстановления нормальной цикличности менструаций;
  • нормализации работы мочевого пузыря и нижних отделов кишечника (если их функции были нарушены из-за наличия миомы);
  • устранения причины женского бесплодия;
  • восстановления нормальных размеров матки;
  • купирования болевого синдрома.

Несомненным преимуществом эмболизации маточных артерий является отсутствие операционных рубцов на стенках органа, а также полное сохранение всех детородных функций. После этой процедуры у женщины не возникает проблем ни с зачатием, ни с вынашиванием ребенка.

Повторное возникновение миом после проведенной эмболизации практически не диагностируется, а противопоказания к ее проведению минимальны.

Показания к проведению

Метод эмболизации сосудов рекомендован пациенткам почти со всеми видами миом небольших размеров (до 22 недель беременности).

Такой способ лечения миомы действенен при:

• сохраняющая операциямножественном характере образований;
  • желании сохранения детородной функции;
  • расположении опухоли в межмышечном или подслизистом пространстве полости матки;
  • отсутствии ожидаемого эффекта от консервативного лечения;
  • наличии маточных кровотечений;
  • опухолях, находящихся в стадии роста.

К несомненному преимуществу эмболизации, как способа лечения миомы, относится то, что данная процедура проходит абсолютно безболезненно и без угрозы кровопотери. Поэтому такой способ особенно подходит тем пациенткам, у которых среди симптомов миомы присутствуют маточные кровотечения, приведшие к железодефицитной анемии.

Противопоказания

При слишком больших по размеру узлах данный метод малоэффективен и приводит лишь к их уменьшению, но он может быть использован в качестве дополнительной терапии перед хирургической операцией. Также эмболизация маточных артерий не применяется при слабо развитой кровеносной системе миомы, а также при ее расположении в забрюшинном пространстве.

Воспалительный процесс в области малого таза, а также наличие беременности являются прямыми противопоказаниями к проведению процедуры.

Женщинам, склонным к проявлению аллергических реакций необходимо дополнительно пройти аллергопробу на контрастирующее вещество (обычно оно содержит йод).

Подготовка и проведение операции

Перед назначением процедуры эмболизации женщине предстоит пройти ряд дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

Так, обязательный перечень обследований включает в себя:

• Анализ кровианализ крови на биохимию, группу крови и уровень свертываемости;
  • урогенитальный мазок для выявления половых инфекций (трихомонады, хламидии, гонорея и т.д.);
  • общий анализ мочи;
  • исследование крови на ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис;
  • ЭКГ.

Дополнительно могут потребоваться результаты:

• УЗИ малого тазаУЗИ органов малого таза;
  • биопсии миометрия на онкомаркеры;
  • пункции миомы на степень мутированности клеток (опровержение злокачественности образования);
  • МРТ.

Непосредственно в день проведения процедуры женщина должна находиться в условиях стационара. За 6-8 часов до начала операции необходимо воздержаться от приема пищи. За 2-3 часа перед эмболизацией делается укол легкого успокоительного препарата, чтобы снять нервное напряжение.

Лечение эмболизацией сосудов матки.Эмболизация маточных артерий при миоме матки проводится под местным обезболиванием. При чем, обезболивается лишь участок кожи бедра, где будет сделан прокол. После этого в правую артерию ноги вводят тонкий гибкий катетер. Двигаясь по кровеносному руслу, он достигает необходимого участка маточной артериальной сети.

Именно туда вводится сначала контрастное вещество (для контроля движения катетера и выбора места введения препарата) и специальный препарат, состоящий из мельчайших упругих сфер, которые и перекроют кровеносный поток.

Процедура проходит в специально оборудованной операционной комнате, где присутствует рентген аппарат. Это необходимо для контроля введения катетера и препарата, а также оценки степени закупорки сосудов.

Во время операции происходит эмболизация участков артериальных сосудов всех образований, присутствующих в матке. При этом общее кровоснабжение органа не нарушается. Это связано с тем, что миому питают капилляры периферийной части кровеносной сети и их перекрытие никаким образом не сказывается на состоянии органа.

гинекологДлительность всех манипуляций обычно не превышает 60 минут. Сразу после удаления катетера врач проводит массаж травмированной области бедра для предупреждения появления гематомы и накладывает тугую повязку на область прокола, которую снимают лишь на следующие сутки.

В данной процедуре могут использоваться разные препараты. Одним из самых популярных, но в то же время и самых ранних по началу производства является PVA-эмболизат. Но при его введении могут возникнуть местные воспалительные реакции в месте закупорки артерии, которые через некоторое время самопроизвольно исчезают и только в некоторых случаях требуется дополнительная терапия противовоспалительными средствами. Самые же современные эмболизирующие медикаменты практически не имеют побочных эффектов.

Как проходит реабилитация?

Ближайшие 72 часа после процедуры эмболизации женщина должна провести в больнице для более тщательного врачебного контроля. При этом в первые сутки наблюдаются болевые ощущения в области малого таза, которые успешно купируются приемом болеутоляющих медикаментов. Обычно уже на следующий день боль отсутствует.

повышенная температураТакже характерным явлением в первые дни после процедуры считается подъем общей температуры тела до значений 37,3-37,5 0С. Это является нормальной реакцией организма, которая не требует дополнительной терапии.

В послеоперационный период даже при благоприятном исходе операции запрещены любые физические нагрузки (на протяжении 7-10 дней). УЗИ-исследования матки с целью контроля процесса регресса заболевания рекомендованы через 14 суток, 2 месяца, 6 и 12 месяцев. Затем необходимо проходить такое обследование каждые 12-18 месяцев. После успешно проведенной эмболизации не требуется никаких дополнительных терапевтических процедур и приема медикаментов.

Даже при прямых показаниях к обычному хирургическому способу удаления миомы, эмболизация маточных артерий может значительно снизить область вмешательства и добиться минимальных послеоперационных рубцов на стенках матки, при этом список противопоказаний достаточно мал. Поэтому этот метод лечения набирает все большую популярность, особенно среди женщин детородного возраста.