Симптомы, диагностика, консервативное и оперативное лечение при фибромиоме

Фибромиомой называют доброкачественное новообразование на мышечной стенке матки. Заболевание встречается среди молодых женщин от 20 до 40 лет, иногда протекает бессимптомно, что усложняет диагностику патологии.

Опухоль часто обнаруживают во время комплексного исследования при первичном бесплодии, поскольку фибромиома препятствует зачатию у 30% пациенток.

Характеристика и классификация новообразования

Структура фибромиомы плотная, соединительная ткань придает ей прочности. Это отличает ее от миомы, которая мягче и эластичней. Одиночные узлы фибромиомы встречаются реже, в этом случае они достигают больших размеров. Чаще всего узлы группируются.

Узловая фибромиома крепится в слоях матки и прорастает внутрь или наружу сквозь ее стенки, которые состоят из трех слоев: периметрий, миометрий и эндометрий, поэтому фибромиома маткиклассифицируется по месторасположению:

• фибромиомаинтерстициальная или интрамуральная: встречается в 70% случаев, такое образование локализуется в слое гладкой мускулатуре, обычно не вызывая никаких симптомов;
  • субмукозная: расположена под эндометрием, прорастает вглубь полости матки, подслизистая фибромиома сопровождается ярко выраженной симптоматикой;
  • субсерозная: узлы растут наружу, деформируют внешний контур матки, хорошо прощупываются. Субсерозные узлы подлежат удалению из-за опасности перекручивания ножки, на которой растет фибромиома;
  • межсвязочная: расположена между листками широкой маточной связки;
  • паразитарная: характеризуется прикреплением к близлежащим органам, встречается крайне редко.

Доказано, что фибромиома матки — гормонозависимое заболевание. Опухоль не диагностируют девочкам, не достигшим полового созревания и женщинам после климакса. В большинстве случаев новообразование возникает, если в организме женщины дисбаланс гормонов эстрогена и прогестерона (недостаток первого и преобладание второго).

К предрасполагающим факторам также относят:

• первые роды после 30 летпервые роды после 30 лет;
  • воспалительный процесс в матке после сложных родов;
  • гормональную дисфункцию яичников;
  • длительное употребление оральных контрацептивов;
  • нерегулярную половую жизнь;
  • ожирение;
  • установку или удаление внутриматочной спирали, проведение гистероскопии;
  • фиброзно-кистозную мастопатию;
  • гипертонию, диабет, варикоз;
  • пребывание в постоянном состоянии стресса.

Стоит отметить и генетический фактор: если в роду были зафиксированы случаи фибромиомы, то риск развития опухоли увеличивается в несколько раз.

Часто фибромиома — последствие абортов, самопроизвольного прерывания беременности или хронических гинекологических заболеваний.

Симптомы и диагностика патологии

Симптомы опухоли наблюдаются только у каждой 4 пациентки.Фибромиоматозные узлы могут варьироваться в диаметре от 2-3 мм до 30 см. Если опухоль достигла огромных размеров, то она может создать иллюзию беременности. Однакофибромиома матки такого объема встречается редко.

Основные симптомы патологии:

1. боль внизу животаБолевой синдром. Появляется в зависимости от места прикрепления фибромиоматозного узла: иррадиирует в прямую кишку, мочевой пузырь Ноющая боль в области лобка — симптомсубсерозной или интерстициальной опухоли.
  2. Дискомфорт во время половых контактов.
  3. Кровотечения. Чаще всего беспокоят, если имеетсяподслизистая фибромиома: увеличивается объем выделений, кровь выходит сгустками, месячные идут дольше. Месячные становятся болезненными, выделения становятся обильнее, если опухоль быстро растет.
  4. Учащенное мочеиспускание или запор. Последствия давления новообразования на кишечник и мочевой пузырь, встречается при больших размерах узлов.
  5. Бесплодие. Подслизистая фибромиома матки препятствует оплодотворению или полноценному развитию эмбриона.

Что делать, если присутствуют симптомы заболевания? Операция — не единственный выход из положения.Первоначально следует провести тщательную диагностику, чтобы определить, как лечить фибромиому матки.

Среди обязательных методов диагностики:

1. УЗИ малого тазаУЗИ малого таза. Практически со 100% достоверностью исследование определяет размер, локализацию и характер узлов, степень деформации контура матки.
  2. Гистероскопия. Исследование анализирует даже узелки маленького размера на подслизистом слое. После обнаружения подозрительного участка тканей, часть материала берут на гистологический анализ.
  3. Гистеросальпингография. Обследование маточных труб, полости матки посредством введения рентгенконтрастного вещества. Кроме определения состояния эндометрия, делать исследование необходимо для изучения проходимости фаллопиевых труб.
  4. МРТ (КТ). Производится для дифференциации фибромиомы от саркомы, исследование дает подробную информацию о фибромиоме конкретной пациентки.
  5. Лапароскопия. Небольшая диагностическая операция необходима для того, чтобы отличить субсерозную фибромиому от опухоли яичника.

После сбора данных, врач определиться с методикой лечения. Чаще всего операция нужна только в случае, если у пациентки диагностированы крупные узлы.

Лечение: операция на матке, препараты, народная медицина

Консервативное лечение фибромиомырекомендуется в случае, если:

• операция на маткеразмер узла не превышает 12 недель беременности;
  • симптомы патологии незначительны или слабо выражены;
  • опухоль препятствует зачатию;
  • пациентке противопоказана операция;
  • диагностирована интерстициальная фибромиома матки или субсерозная форма на широком основании;
  • проходит подготовительный этап к операции или восстановительный период после процедуры удаления узла.

Медикаментозное лечение фибромиомы базируется на гормональных препаратах. Возможно назначение:

• Бусерелинаналогов ГнРГ (Бусерелин, Золадекс);
  • эстроген-гестагенных контрацептивов (Ярина, Регулон, Жанин);
  • гестагенов (Утрожестан и Дюфастон);
  • производных андрогенов (Гестринон, Даназол).

Пациенткам желательно придерживаться белковой диеты, употреблять больше продуктов, богатых железом. Противопоказанием для гормональной терапии и поводом для операции считается:

• узлы больше 12 недель;
  • стремительно растущие опухоли: больше чем 4 недели в год;
  • новообразования с кровотечением и сильным болевым синдромом;
  • отсутствие результата консервативной терапии;
  • субсерозный узел на ножке;
  • фибромиома на шейке матки.

Удалению подлежат опухоли с признаками некроза, в сочетании с гиперплазией эндометрия, аденомиозом, новообразования под слизистой оболочкой матки с выраженным кровотечением и анемией.

Женщинам, желающим сохранить репродуктивную функцию, необходимо проводить малоинвазивные операции:

• лапароскопическая миомэктомиялапароскопическая миомэктомия— рекомендуется для удаление интрамуральных и субсерозных узлов, которые вылущиваются из миометрия матки; после такой операции восстанавливается менструальный цикл, возможность забеременеть и выносить ребенка;
  • трансгистероскопическаямиомэктомия — проводится для устранения подслизистой фибромиомы. Разработано лазерное, механическое и электрохирургическое удаление;
  • эмболизация маточных артерий — в сосуд, питающую опухоль, вводятся частицы специального вещества, которые блокируют доступ крови к узлу. Впоследствии его рост останавливается.

При наличии множественных крупных узлов пациентке рекомендуется удаление матки. Ампутация органа может быть полной или частичной. Чаще всего осложнения в виде кровотечений и лихорадки возникают именно после гистерэктомии.

общий наркозОперация проводится под общим наркозом, реабилитационный период занимает от 5 до 6 недель. После удаления матки назначаются противовоспалительные и обезболивающие средства.

Восстановление после эмболизации маточных артерий длится около двух недель. Сегодня эта методика считается наиболее эффективной в лечении фибромиомы. Проводится она под местным наркозом через небольшие проколы внизу живота.

Народные целители активно пропагандируют эффективность фитотерапии в борьбе с миомами, однако, лечение травами используется как вспомогательный метод. Настои лекарственных трав оказывают противовоспалительное и обезболивающее действие.

Целесообразно использовать:

• отвар земляникиотвар земляники;
  • настойку кедрового ореха;
  • отвар крапивы;
  • картофельный сок;
  • отвар из ботвы моркови.

Наиболее эффективный способ лечения — хирургическое вмешательство. Консервативное лечение не предотвращает появление новых узлов. Риск развития фибромиомы увеличивается с каждым прожитым годом. Уберечься от возникновения узлов на стенке матки практически невозможно. Предотвратить патологию можно путем ведения здорового образа жизни и регулярного посещения гинеколога.