Скопление жидкости в матке: основные причины и последствия

Жидкость в матке сама по себе не является заболеванием, ее можно, скорее, назвать симптомом или даже предвестником другого зарождающегося гинекологического нарушения.

В любом случае, после ее обнаружения назначается целый ряд дополнительных диагностических обследований, которые позволяют выявить причины ее скопления в полости матки и, в случае необходимости, подобрать соответствующее лечение, позволяющее предотвратить развитие серьезных последствий.

Причины появления жидкости в матке

Можно выделить немало факторов, способных спровоцировать скопление свободной жидкости в полости матки, но условно их можно разделить на две группы:

• МаткаОрганические, предполагающие наличие механических препятствий, блокирующих ее отток;
  • Функциональные, являющиеся следствием гормонального дисбаланса или воспалительного процесса.

К первым можно отнести миоматозные узлы или, напротив, единичную миому, сужение цервикального канала, наличие полипов, эндометриоза матки или врожденных дефектов развития половых органов. По одной из этих причин серозная жидкость, являющаяся секретом многочисленных желез, не имеет возможности покинуть матку естественным путем, а, значит, будет постепенно скапливаться в ее полости.

При наличии воспалительных процессов работа желез значительно активизируется, чтобы с помощью выделяемого секрета «смыть» инфекцию. Поэтому количество свободной жидкости в маточной полости существенно возрастает, а в ее составе часто обнаруживается гной.

Речь идет о воспалении фаллопиевых труб, яичников, полости матки или мочевого пузыря. В этом случае лечение должно начаться незамедлительно, так как воспаление органов малого таза чревато весьма серьезными последствиями.

СимптомОказывает влияние на количество свободной жидкости в маточной полости и гормональный фон организма. Железы половых органов чутко реагируют на изменение уровня гормонов, начиная активнее продуцировать свой секрет. По этой причине она часто образуется в матке у женщин в пожилом возрасте, когда после менопаузы им назначается заместительная гормональная терапия, либо вследствие резкого дефицита у них эстрогена, защищающего слизистые внутренних половых органов от инфекций.

Кроме этого, жидкость в матке может скапливаться у женщин после выскабливаний или абортов. В этом случае в ее состав будут входить примеси крови из-за повреждения кровеносных сосудов.

Можно выделить и дополнительные факторы, косвенно влияющие на формирование патологии:

1. Пагубные привычки (алкоголь, курение, наркотики). Подавляя иммунитет человека, они могут стать одной из причин гормональных нарушений и проблем с репродуктивной функцией.
  2. Частая смена половых партнеров, зачастую являющаяся причиной многочисленных половых инфекций.
  3. Пассивный образ жизни, отсутствие регулярных физических нагрузок.
  4. Стресс, нестабильное эмоциональное состояние.
  5. Неправильный режим питания и отдыха.

ОвуляцияЕдинственной причиной образования жидкости в матке, не имеющей отношения к патологическим процессам, является овуляция. После созревания яйцеклетки фолликул разрывается, и содержащаяся в нем жидкость скапливается позади матки. Однако ее количество при этом незначительно и она самостоятельно рассасывается уже через 2-3 дня, поэтому для опытного специалиста не составит большого труда отличить нормальный физиологический процесс от начинающегося заболевания.

Виды патологии

Одним из вариантов развития патологии является скопление жидкости позади матки, возникающее чаще всего как результат воспаления органов малого таза.

Внематочная беременностьНаличие в ней примесей крови также может свидетельствовать о внематочной беременности. Кроме этого, жидкость накапливается позади матки и при апоплексии яичника, сопровождающейся кровоизлиянием, нередко распространяющимся в брюшную полость. Но в некоторых случаях жидкость в заднем своде матки появляется по вполне естественным причинам, например, во время овуляции или после оплодотворения яйцеклетки.

Помимо этого жидкость может скапливаться и в маточных трубах, что свидетельствует о развитии довольно серьезной гинекологической патологии.

Она препятствует нормальному оттоку лимфы и кровообращению в трубе, а заполнив ее целиком, делает невозможным естественное зачатие. Чаще всего причиной этой проблемы являются выкидыши, внематочные беременности или хирургические вмешательства, повлекшие за собой травмы маточных труб. Постепенное заполнение трубы провоцирует воспалительный процесс, как правило, охватывающий все внутренние половые органы.

Скопление жидкости после родов

Появление жидкости в маточной полости после родов связано, прежде всего, с естественным процессом возвращения органа к своим изначальным размерам.

РодыМускулатура матки интенсивно сокращается, выбрасывая каждый раз накопившиеся в ней выделения. Вполне закономерно, что сразу после родов жидкость содержит в себе много крови, однако ее количество в норме постепенно сокращается – это значит, что идет естественный процесс восстановления.

Но при неблагоприятном течении нормальному отхождению жидкости мешает, например, часть плодной оболочки, фрагмент последа или сгусток крови. В этом случае имеет место либо слабое сокращение матки, либо полное его отсутствие.

Медицинская помощь

Обнаруженная жидкость в полости матки требует обязательного лечения, ведь подобная патология может со временем перерасти в более серьезные проблемы со здоровьем. Например, скапливаясь в маточных трубах, она может спровоцировать их разрыв, из-за чего сама жидкость попадет в брюшную полость, став причиной перитонита.

Употребление таблетокВыбор того или иного варианта лечения зависит от объема скопившейся жидкости, ее состава и причин появления. В целом, терапия, как правило, состоит из двух этапов: устранения самой жидкости из полости матки и лечения патологии, спровоцировавшей ее накопление. При ее небольшом количестве и отсутствии признаков инфицирования назначается медикаментозная терапия, оказывающая общее благотворное воздействие на состояние матки. Это позволяет органу постепенно самостоятельно избавиться от скопившейся жидкости.

Однако ограничиться лишь приемом лекарств удается не всегда. При увеличении количества жидкости ее приходится выводить искусственным путем через цервикальный канал, чтобы избежать развития инфекции.

Дополнительно назначаются антибактериальные препараты. Если же в матке после родов или аборта скопилась кровь, чаще всего единственным вариантом лечения является выскабливание.

Важно понимать, что проблему такого рода нельзя оставлять без внимания, пренебрегая рекомендациями врачей и отказываясь от назначенного лечения, ведь при таком халатном отношении значительно повышается риск развития серьезных осложнений, справиться с которым будет уже немного труднее.