Особенности седловидной матки

Репродуктивная система женщин состоит из нескольких органов, одним из которых является матка. Этот орган для своего правильного функционирования должен иметь определенные размеры и форму. Но в некоторых случаях форма матки может отличаться от той, какой она должна быть при благополучном развитии организма. Чаще всего подобные отклонения нельзя считать нормальными, поскольку они создают определенные трудности в деятельности половой системы.

Сущность патологии

Одним из отклонений, касающихся формы органа, является седловидная матка у женщин. Данное явление рассматривают как частный случай двурогой матки.

Подобная патология характеризуется расщеплением дна матки на две части, из-за чего и говорят о наличии двух рогов.

Выраженность такого расщепления может быть различной, но всегда имеется прогиб, из-за чего тело матки в разрезе напоминает седло. Отсюда название данной особенности.

Седловидная маткаИными словами, седловидной можно назвать любую двурогую матку. Но обычно седловидная матка характеризуется такими особенностями, как

• увеличенные размеры органа в ширину;
  • слабое разделение дна на две части.

Данное явление считается патологией, поскольку оно зачастую вызывает трудности с наступлением беременности. Почти всегда его сопровождают дополнительные особенности, влияющие на функционирование репродуктивной системы женщин.

Наиболее часто в виде дополнения встречаются пороки развития мочевыделительной системы, наличие внутриматочной перегородки и пр. Если диагностирована подобная особенность организма, нередки случаи бесплодия, проблем во время беременности, повышенного риска травмирования при родах, выкидышей и пр.

операцияЭто значит, что седловидная матка не является нормой, однако, лишь при наличии сопутствующих отклонений. При их отсутствии и незначительном искривлении дна матки эту особенность можно принять за разновидность нормального состояния.

В некоторых случаях есть необходимость исправления формы с помощью хирургического вмешательства – если имеются сложности с зачатием. Но есть вероятность благополучного рождения детей, без каких либо трудностей, хотя это встречается редко.

Причины возникновения

Седловидная матка может сформироваться под влиянием неблагоприятных особенностей внутриутробного развития. Во время эмбрионального развития будущее тело матки состоит из двух маточно-влагалищных полостей, между которыми имеется перегородка. В дальнейшем эта перегородка исчезает, а форма изменяется от двурогой к седловидной, а потом – к нормальной грушевидной.

Не происходит это под влиянием некоторых неблагоприятных факторов, к числу которых относятся:

• интоксикациясильная интоксикация материнского организма во время беременности;
  • недостаток витаминов и полезных веществ;
  • проблемы с эндокринной системой;
  • сильные эмоциональные нагрузки;
  • инфекционные заболевания;
  • гипоксия плода и пр.

Под влиянием любого из этих факторов нормальное формирование органа может прекратиться, и тело его сохранит изгиб в области дна и чрезмерную ширину в поперечнике.

Чем опасно

Такое отклонение может нанести ущерб репродуктивному здоровью женщин, став препятствием для зачатия и вынашивания плода. Однако такие тяжелые последствия возникают не всегда. Небольшое искривление формы дна матки не влияет на способность женщины к рождению детей. В этом случае не возникает даже незначительных сложностей с беременностью и ее протеканием, а также с развитием плода.

Тем не менее, не зря седловидная матка у женщин считается патологией. Из-за чрезмерного ее проявления трудности могут оказаться значительными, и их не удастся преодолеть без хирургического вмешательства.

Основные последствия, которые могут возникнуть из-за такой формы органа:

• расположение плода поперек маткиповышенная вероятность выкидыша,
  • неправильное расположение плаценты, риск ее преждевременной отслойки,
  • расположение плода поперек матки,
  • преждевременные роды,
  • кровотечения после родов,
  • гибель плода,
  • трудности с зачатием.

Поэтому очень важно следить за ходом беременности у пациенток с подобной проблемой, чтобы минимизировать риски. Наличие данного отклонения необходимо учитывать при планировании беременности. В некоторых случаях беременность не наступает до тех пор, пока не проводят операцию по исправлению формы матки.

Диагностика и лечение

Седловидная матка опасна тем, что ее не так легко обнаружить. Многие другие отклонения в репродуктивной системе женщин легко диагностируются во время гинекологического осмотра, а наличие такой формы у основного детородного органа не всегда обнаруживается даже с применением лабораторных исследований. Это значит, что врачам нужно быть очень внимательными, поскольку данное отклонение иногда бывает единственной причиной бесплодия.

гистероскопия

Гистероскопия

Основные методы диагностики:

• УЗИ (не всегда оказывается результативным);
  • гистеросальпингография;
  • гистероскопия (применяется, чтобы визуально изучить полость матки);
  • рентгенограмма;
  • МРТ.

Диагностику нужно проводить не только при подозрении на наличие данного отклонения. В период вынашивания плода пациентками с седловидной маткой тоже необходимо проводить исследования, чтобы убедиться в нормальном развитии малыша. Для этого проводятся следующие процедуры:

• кардиотокография,
  • фонокардиография плода,
  • мониторинг кровотока в матке и плаценте.

кардиотокографияКроме этого, беременной женщине с подобным дефектом необходим контроль со стороны врачей с самого начального периода беременности. Любые осложнения могут стать поводом помещения пациентки в больницу для того, чтобы сохранить малыша.

В таких случаях ей показан постельный режим, отсутствие переживаний и физических нагрузок. Важно, чтобы женщина соблюдала все рекомендации специалиста. Прием каких-либо лекарств в этот период требует особой осторожности, поэтому недопустимо использование любых препаратов без назначения врача.

Однако наличие такой проблемы не означает, что обязательно возникнут сложности с течением беременности. Известно немало случаев, когда при седловидной матке никак не проявляло себя бесплодие, а беременность не вызывала никаких проблем. Все зависит от индивидуальных особенностей женщины.

гистероскопИногда седловидная матка требует лечения. Его целесообразно проводить в отношении тех женщин, у которых имеются проблемы с зачатием именно из-за этого дефекта. То есть, если бесплодие вызвано этой патологией, и никаких других причин для сложностей с деторождением нет, то для таких женщин предусмотрено оперативное вмешательство.

Операция проводится гистероскопическим методом, когда все делается через естественные пути. Разрезы в ходе этой операции не предусмотрены. Врач должен откорректировать форму органа до нормального состояния.

Обычно такие меры приносят значительные результаты, при условии отсутствия других причин, провоцирующих бесплодие. Однако если при седловидной матке имеются другие проблемы (например, узкий таз или гормональный сбой), то эффективность операции чаще всего низкая. Врачи должны оценить вероятность хороших результатов прежде, чем предпринимать попытки хирургически исправить форму матки.