Опасно ли расширение полости матки

Так как матка находится в брюшной полости, то женщина часто может и не догадываться о том, что этот орган у нее изменен. Известно, что расширение полости матки бывает во время беременности. Однако ее размеры могут увеличиваться и по другим причинам, не всегда безопасным для женского здоровья.

Рассмотрим основные причины расширения матки, симптомы этого заболевания, а также способы его лечения и профилактики.

Причины и признаки расширения

Многих женщин интересует, почему увеличивается матка. Вот наиболее распространенные причины появления такой патологии:

1. Миома. Это доброкачественная опухоль, иногда приводящая к расширению полости этого органа на несколько миллиметров или даже сантиметров. Такое новообразование редко превращается в рак, но это не значит, что лечить его не надо. Если в полости матки есть много миом, и они быстро растут, то размеры органа будут быстро увеличиваться.
  2. рак маткиРак матки. К сожалению, такое заболевание встречается все чаще. Может возникать как в период менопаузы, так и до нее, и способствует увеличению размеров органа.
  3. Киста яичников. Как правило, такое образование растет очень быстро.
  4. Аденомиоз матки. Это значит, что маточный эндометрий начинает постепенно прорастать в другие слои. При этом происходит увеличение размеров органа. Причины аденомиоза точно не установлены. Провоцирующими факторами являются прием гормональных препаратов, перевязка труб и другие причины.
  5. Молярная беременность с разрастанием плодных тканей. Встречается очень редко в результате генетических ошибок в процессе оплодотворения.

Насколько может расширяться матка

Величина расширения полости матки может колебаться в достаточно широких пределах. В норме размеры органа – от 30 до 50 мм. При эндометриозе или миоме этот показатель может увеличиваться на несколько десятков миллиметров. Причины такого увеличения, прежде всего, в том, что в детородном органе находится тело иной природы.

Размеры матки

У рожавших женщин длина матки может быть большей – до 80-90 мм. Этот вариант также считается нормой. Вообще узнать, что матка расширена на несколько миллиметров, женщина может только на приеме у гинеколога. Миома иногда может увеличить размер матки на 20-30 мм. Это может быть показанием к срочной госпитализации.

Что означает увеличение толщины эндометрия

Причины увеличения толщины эндометрия – прежде всего в циклических гормональных изменениях. Максимальное увеличение этого показателя наблюдается приблизительно на девятнадцатый день и соответствует показателю от 14 до 19 мм.

Такие вариации объясняются, прежде всего, разной интенсивностью выделения женских половых гормонов. Если же показатели увеличиваются больше чем на 2-3 мм относительно верхнего показателя нормы, то это говорит о развитии в женской половой системе женщины патологических процессов и о необходимости обратиться к врачу за помощью.

увеличение толщины эндометрияЖенщины должны знать и о таких циклических изменениях толщины эндометрия, являющихся вариантом нормы:

• в седьмой день толщина его – 5 мм;
  • на десятый день – 8 мм;
  • на 14-й день – 11 мм;
  • в течение 15 – 18-го дня этот показатель доходит до 12 мм;
  • с 24-го дня он уменьшается, а затем начинается менструация. После нее толщина эндометрия достигает своих минимальных показателей (около 5 мм).

Женщинам надо помнить о том, что в период климакса толщина эндометрия не должна быть больше пяти миллиметров. Если она хоть немного больше – скажем, на два миллиметра, то это повод забеспокоиться и обратиться к гинекологу.

Основные признаки расширения

Увеличение матки еще не значит, что у женщин развиваются те или иные симптомы неблагополучия. Часто это заболевание может не проявлять себя. Однако большинство женщин, имеющих патологию, отмечают у себя такие признаки:

• обильные менструации (возможно выделение большого количество кровяных сгустков);
  • вздутие живота и ощущение нахождения в нем огромного инородного тела;
  • головная больголовные боли (иногда похожи на мигрень);
  • ноющие боли в животе;
  • признаки дизурии;
  • дискомфорт во время секса или сразу же после него;
  • боль в области поясницы;
  • появление кровотечений, не связанных с менструациями;
  • увеличение массы тела в связи с гормональными и другими нарушениями в организме;
  • увеличение груди и ее нагрубание;
  • понижение уровня гемоглобина в результате частых и обильных кровотечений.

Последствия и лечение расширения полости матки

Последствия увеличения полости матки разнообразны. Вот наиболее характерные из них, на которые необходимо всегда обращать внимание и вовремя реагировать на патологические изменения:

• избыточная масса тела, связанная с тем, что организм реагирует на многие гормональные изменения;
  • выраженная анемия из-за усиленного выделения крови с месячными;
  • нарушение фертильности.

Диагностика заболевания

Постановка правильного диагноза может быть осуществлена с помощью таких диагностических мер:

1. Сбор и анализ жалоб больных, а также тщательное изучение анамнеза.
  2. Тщательное гинекологическое обследование. Врач должен обязательно провести ректальное обследование органов малого таза.
  3. узиУльтразвуковое обследование.
  4. Кольпоскопия (дает возможность обнаружить небольшие очаги увеличения и расширения полости матки, когда другие методы не помогают).
  5. Рентгенологическое обследование полости матки и маточных труб с применением специального рентгеноконтрастного вещества. Дает очень хороший результат.
  6. Обследование полости матки с помощью гистероскопа.
  7. МРТ или компьютерная томография.
  8. Лапароскопия – осмотр органов брюшной полости с помощью лапароскопа путем введения его через небольшой разрез.

Терапия увеличенной полости матки

В любом случае для лечения расширенной и увеличенной полости матки применяется индивидуальный подход к каждой пациентке. При этом необходимо учитывать возраст женщины, ее желание иметь детей, степень распространения патологического процесса в полости матки и выраженность симптомов. Лечение также может быть начато только после обнаружения причины, из-за которой полость матки расширена.

Консервативное лечение патологического процесса предусматривает:

• Кетоналприменение нестероидных противовоспалительных препаратов, хорошо снимающих болевой синдром (Ибупрофен, Кетонал);
  • прием комбинированных оральных контрацептивов (они содержат эстрогены и гестогены – Жанин, Ярина);
  • прием только гестогенсодержащих медицинских средств (Микролют, Экслютон);
  • применение производных тестостерона (редко, так как они приводят к развитию симптомов вирилизации – Диеногест, Норгестрел).

Самолечение указанными средствами крайне опасно и вызывает тяжелейшие осложнения.

При неэффективности консервативной терапии применяется хирургическое лечение. В последнее время для этого используется лазеротерапия. Она сочетается с медикаментозным лечением, что очень важно для достижения необходимых результатов.

Всем женщинам надо помнить о том, что лечение патологического увеличения полости матки длительное. Экстирпация может быть проведена только в случае, если женщина больше не планирует иметь детей или если же у нее наступил климакс.

Профилактика болезней, вызывающих расширение полости матки, заключается в соблюдении здорового образа жизни, наличии регулярных половых контактов и прохождении ежегодных медосмотров.