Рыхлая шейка матки: когда стоит волноваться?

С какими только диагнозами не сталкиваются представительницы прекрасного пола! Аднексит, миома, эндометриоз – это лишь часть из списка заболеваний женской половой системы. О них женщинам хоть что-нибудь да известно. А вот что значит рыхлая шейка матки – знают лишь единицы.

Матка – это удивительный орган. Она отвечает за психическое и эмоциональное здоровье женщины, а при необходимости – может увеличиться в 500 раз (при беременности). Если с ней что-то не так, это непременно сказывается на функциях всего организма.

У здоровой женщины шейка матки твердая ощупь, имеет бледно-розовый цвет, гладкую поверхность. Но перед менструацией она размягчается и становится рыхлой, а ее зев приоткрывается. Это указывает на то, что организм готов к оплодотворению. Если зачатия не происходит – наступают месячные. После менструации зев шейки матки сужается, орган вновь стает твердым и гладким.

Рыхлость маточной шейкиРыхлость маточной шейки наблюдается и в первые недели беременности. Однако со временем она снова твердеет, что дает возможность плоду нормально развиваться. После зачатия ребенка меняется также цвет органа: он становится синим (это связано с увеличением количества сосудов).

При нормальном течении беременности шейка матки размягчается в последние дни вынашивания ребенка. Так организм будущей матери подготавливается к появлению малыша на свет.

В обоих случаях рыхлость маточной шейки – следствие естественных физиологических процессов, происходящих в женском организме. Лечение в таких случаях не требуется.

Шейка матки рыхлая и мягкая: причины патологии, симптомы

Рыхлая шейка матки – диагноз, услышав который будущие мамы начинают паниковать:от волнения перед предстоящими родами или же из-за угрозы выкидыша.

Согласно статистике, вероятность преждевременного ее размягчения наивысшая с 20 по 30 неделю беременности, но наиболее критичной считается 24 неделя вынашивания плода.

Основные причины рыхлости шейки матки:

• родычастые аборты, чистка и другие манипуляции, во время проведения которых повышается риск механического повреждения органа;
  • ослабление мышц;
  • тяжелые роды;
  • нарушение гормонального фона;
  • заболевания эндокринной системы;
  • ослабленный иммунитет;
  • врожденная патология (гипоплазия, дефицит соединительных волокон, избыток гладкомышечной ткани).

Наиболее часто рыхлость маточной шейки указывает на истмико-цервикальную недостаточность (снижение тонуса мышц). Именно она становится фактором, провоцирующим самопроизвольный выкидыш: как на ранних, так и на поздних сроках беременности. В гинекологи патологию делят на два вида (смотр.табл.).

Тип ИЦН Причина Следствие
Функциональная Избыток андрогенов(мужских половых гормонов) Шейка матки укорачивается и становится рыхлой, а при чрезмерной нагрузке может открыться
Дисфункция яичников(плохая выработка прогестерона) При дефиците гормона, поддерживающего беременность, возрастает риск выкидыша
Органическая Аборты, выскабливания Травмы шейки матки, попадание инфекции. Стенки органа становятся неполноценными, истонченными (это приводит к невынашиванию последующих беременностей)
Тяжелые роды Рубцевание ткани после разрывов стенок шейки матки, неполноценное ее закрытие в следующую беременность

Заподозрить патологию можно по таким симптомам:

• дискомфорт, чувство распирания в нижней части живота, тяжесть;
  • покалывание, «простреливающие» боли во влагалище;
  • обильные выделения с половых путей (иногда с примесями крови);
  • кровотечения вне менструации.

Основные признаки истмико-цервикальной недостаточности – рыхлость шейки матки и преждевременное ее раскрытие при беременности. Выявить заболевание у женщин, которые ни разу не беременели, сложно: оно протекает бессимптомно.

Как лечат истмико-цервикальную недостаточность?

Обнаружить патологию до беременности можно, если на шейке матки есть дефекты, грубые рубцы. В остальных случаях заболевание диагностируют во время гинекологического осмотра после первого выкидыша.

беременностьУ здоровой беременной женщины шейка матки длинная и плотная. Она отклонена назад, а ее наружное отверстие плотно закрыто. При ИЦН эта часть детородного органа размягчается (становится рыхлой), внутренний и наружный зев открывается. Если при осмотре в зеркалах видны оболочки плодного пузыря, замечено укорочение шейки матки до 2 см, диагноз подтверждается.

Посттравматическую ИЦН у небеременных пациенток лечат хирургическим путем: проводят пластику шейки матки. Лечение патологии при беременности зависит от ее вида, наличия осложнений (смотр.табл.).

Тип ИЦН Методы лечения Суть
Функциональная Терапия медикаментозными препаратами Назначают прием лекарств, восстанавливающих естественный баланс гормонов в организме женщины.
Нехирургическая коррекция шейки матки Предусматривает установку разгрузочного пессария (кольцо Майера).
Пластика шейки матки Коррекция маточной шейки путем зашивания.  Операция возможна на ранних или на более поздних сроках беременности (но не больше 28 недель). Дату ее проведения определяет доктор исходя из индивидуальных особенностей организма пациентки.
Посттравматическая (органическая ИЦН) Проводят, если на шейке матки есть грубые анатомические дефекты (рубцевание ткани после разрывов при родах) и они препятствуют вынашиванию беременности.
Медикаментозное лечение Приписывают препараты, устраняющие гипертонус матки, антибактериальные средства, обезболивающие.

Продолжительность терапии гормональными препаратами – до 2 недель. Затем врач повторно осматривает пациентку. Если ситуация стабилизировалась (угроза выкидыша небольшая), лечение продолжают. При этом ведется контроль над течением беременности.

пессарийКогда изменения структуры органа незначительны, помимо гормональной терапии, прибегают к установке пластикового кольца. Пессарий выполняет функции бандажа: он способствует равномерному распределению давления на шейку матки, уменьшению нагрузки на ее мышцы.

После его постановки женщина должна регулярно посещать врача, сдавать анализы на флору, проходить УЗИ. Снимается пессарий на последних неделях вынашивания ребенка. Однако при появлении кровянистых выделений, преждевременных родах его удаляют досрочно.

Если для нормального течения беременности недостаточно разгрузочного кольца, рыхлость шейки матки «исправляют» путем накладывания швов. Операцию проводят под местным наркозом в условиях стационара. Показаниями к хирургическому лечению ИЦН являются:

• выкидыши при предыдущих беременностях;
  • увеличение наружного зева или всего канала шейки матки;
  • укорочение органа, его дряблость.

Врачи обязаны ответственно подойти к выбору наркоза. Он не должен действовать слишком долго, так как это может навредить ребенку.

схваткиКак правило, швы извлекают за две недели до даты предполагаемых родов, но возможны исключения:

• преждевременные схватки;
  • полное или частичное отхождение околоплодных вод (существует риск попадания инфекции внутрь матки);
  • выделения с примесями крови.

Вероятность возникновения осложнений после хирургического лечения истмико-цервикальной недостаточности – минимальна, но к нему прибегают не всегда. Операцию не проводят, если у беременной выявлено следующее:

• патологии сердца и сосудов тяжелой формы;
  • инфекционные, генетические заболевания;
  • нарушение работы печени и почек;
  • пороки развития плода;
  • патогенная микрофлора в шейке матки, влагалище.

У женщины с истмико-цервикальной недостаточностью повышается риск невынашивания плода. По этой же причине гинекологи часто диагностируют бесплодие. Поэтому после подтверждения диагноза нужно сразу приступить к лечению.

ИЦН – причина рыхлости шейки матки, какие прогнозы?

Если вовремя обнаружить патологию и соблюдать все рекомендаций доктора, прогноз благоприятен: женщина может забеременеть, выносить и родить здорового малыша. Но одного лишь лечения недостаточно. Будущая мама должна:

1. Соблюдать постельный режим.
  2. Избегать сильных физических нагрузок.
  3. Отказаться от интимной близости.
  4. Быть в хорошем расположении духа.
  5. Регулярно посещать врача.

Женщинам, у которых была выявлена патология шейки матки еще до наступления первой беременности или же после многократных выкидышей, рекомендуется:

1. планирование зачатияПеред тем, как зачать ребенка, пройти всестороннее обследование и при необходимости приступить к принятию лечебных мер.
  2. Соблюдать интервал между родами – не меньше 2 лет (столько времени нужно организму, чтобы полностью восстановиться).
  3. Отказаться от вредных привычек.
  4. Исключить случайные половые контакты: чем меньше партнеров, тем ниже риск заражение инфекцией.
  5. Вовремя становиться на учет при наступлении беременности.

В целом рыхлость шейки матки считается нормой, если она наблюдается перед месячными, на ранних сроках беременности и непосредственно перед родами. В остальных случаях такой симптом может быть признаком истмико-цервикальной недостаточности или другой патологии. Определить причину дисфункции детородного органа способен только врач.