Разрыв матки

Разрыв матки – тяжелое акушерское осложнение, которое может иметь летальное последствие. Данная патология не считается распространенной, но все же возникает в редких случаях. Имеет определенные симптомы и причины возникновения. При разрыве пациентке необходимо оказать срочную профессиональную помощь, чтобы избежать последствий. Терапия будет зависеть от вида и степени повреждения матки.

Разрыв матки (шейки матки) – что это?

Разрыв матки–нарушенная целостность стенок органа в период вынашивания ребенка и в послеродовой период. В большинстве случаев диагностируется на месте рубцов, которые остались после операционного вмешательства (разрыв матки по рубцу), но бывают такие случаи, когда затрагивает и неизмененную стенку органа. Наиболее подверженной к разрыву частью считается нижняя.

Симптомы

Симптомы данного нарушения целостности выраженные, и представлены такими признаками:

1. Неприятные ощущения и некая напряженность внизу живота.
  2. Боль острого, режущего характера в области матки.
  3. шевеление плодаИспускание мочи затрудненное, может отмечаться кровь.
  4. Потуги и схватки сопровождаются сильными болями.
  5. Выделения из влагалища имеют кровянистый характер.
  6. Плод активно шевелится.
  7. Нижний отдел живота становится отечным.
  8. Слабые, а затем полностью пропадают потуги.
  9. Женщина в поту, кожа становится бледной.
  10. Артериальное давление пониженное, пульс слабовыраженный.

Как только специалист отметил эти симптомы у женщины, должен сразу предпринять действия и оказать помощь, чтобы исключить осложнения и последствия. Все симптомы разрыва будут спровоцированы определенными причинами данного состояния.

Причины

Главная провоцирующая причина патологии – несостоятельность рубца. Рубцы могут оставаться после кесарева сечения или иных хирургических вмешательств. Также спровоцировать разрыв матки могут и такие причины, как:

1. беременностьЭластичность шейки минимальная.
  2. Роды в возрасте после 35 лет.
  3. Заболевания половой сферы, которые были спровоцированы инфицированием.
  4. Рубцы.

Также причины могут носить и насильственный характер:

• использование во время родов дополнительных приемов, при этом не соблюдалась техника безопасности (разрыв шейки матки при родах);
  • попытка разворота ребенка на ножку в период родового процесса;
  • экстракция ребенка за тазовый конец при неполном раскрытии зева;
  • стимулирование осуществлялось повышенной дозировкой окситоцина.

В любой ситуации пациентка будет себя чувствовать ослабленной, может быть тошнота и рвотные позывы.

Виды и степени

Разрыв матки может быть спонтанный и насильственный. В современной медицине также используется такая классификация нарушения целостности данного органа:

• разрыв маткиВ зависимости от времени возникновения: во время беременности или во время родов.
  • По патогенетическому признаку:

• спонтанный: механический, гистопатический, механогистохимический;
    • насильственный: травматический и смешанный.
  • По клиническому течению: угрожающий разрыв матки, начавшийся и совершившийся.
  • По характеру повреждения: надрыв, неполный и полный разрыв.
  • По расположению: разрыв дна матки, тела матки, нижнего сегмента и отрыв органа от сводов.

Каждый классификационный признак имеет определенные симптомы и причины возникновения, а также последствия. В каждой ситуации пациентке должна быть оказана квалифицированная и качественная помощь.

Разрыв матки также имеет три степени:

1. Первая степень — разрыв не более 20 мм.
  2. Вторая степень — разрыв более 20 мм, но не достигает свода.
  3. Третья степень — разрыв достигает свода, переходит на него и на верхние части влагалища.

Угрожающий разрыв и его последствия

Угрожающий разрыв матки возникает у женщины при сильной родовой деятельности или при нестабильных, слабых схватках. Боль в данной ситуации невыносимая, при пальпации нижнего отдела возникают неприятные ощущения, присутствует напряженность и болезненность круглых связок матки. У органа происходит смещение контракционного кольца, ребенок при этом располагается в нижнем сегменте.

гипоксияГоловка малыша не продвигается, отмечается большое родовое новообразование. Также наблюдается отечность передней губы шейки, влагалища и наружных половых губ. Женщина часто писает, присутствуют симптомы внутриутробной гипоксии ребенка.

Все вышеперечисленные признаки отмечаются только в том случае, если родовой процесс проводился не в соответствие с нормами. В настоящее время распознать данный вид разрыва очень тяжело, это объясняется тем, что широко используются обезболивающие препараты.

Разрыв при родах

Разрыв шейки матки при родах может сильно усложнить процесс и привести к необратимым последствиям. Спровоцировать данное отклонение способно недостаточное раскрытие шейки. Происходит это в период потуг. Поэтому рекомендуется, чтобы врач постоянно находился с роженицей рядом, особенно с той, которая рожает впервые.

Также разрыв матки в данный период может произойти и по таким причинам, как:

1. родыПлохая эластичность тканей.
  2. Роды имеют стремительный характер.
  3. Родовая деятельность протекает с аномалиями.
  4. Плод слишком крупный.
  5. Роды осуществляются с операционным вмешательством.
  6. Акушерская помощь оказана неправильно.

Если у пациентки присутствуют два или более провоцирующих факторов, то риск нарушения целостности возрастает. В большинстве случаев нарушение целостности диагностируется с левой стороны органа. Лечение должно проводиться сразу после обнаружения проблемы, необходимо провести сшивание. Процедура проводится при помощи специальных инструментов и поэтапно. Сшивание проводится под наркозом.

Разрыв матки в данный период поддается профилактике, которая заключается в следующем:

1. Правильное и адекватное поведение женщины.
  2. Соблюдение всех рекомендаций врача.
  3. Правильное дыхание при схватках.

Также специалист для качественного раскрывания шейки и предотвращения нарушения целостности может использовать спазмолитики, обезболивающие препараты.

Неотложная помощь и последствия

Неотложная помощь необходима пациентке в том случае, если симптомы указывают на нарушение целостности женского органа. В данной ситуации необходимо срочно вызвать скорую помощь или позвать специалиста в палату. Врач сразу будет вводить внутривенно любой из плазмозамещающих растворов, обязательно с добавлением аскорбиновой кислоты, кокарбоксилазы. Если у пациентки низкое артериальное давление, то нужно ввести Гидрокортизон, Преднизолон.

уколПри шоке сильной выраженности вводится подкожно раствор Фентанила или Промедола, если артериальное давление понижено, то – внутривенно. При перевозке пациентки используется масочный наркоз. Могут назначаться наркотические средства. Переносят женщину при помощи носилок.

Данная патология имеет и свои последствия, иногда даже необратимые. Поэтому рекомендуется проводить своевременное диагностирование и лечение, не стоит пренебрегать выраженной симптоматикой.

Диагностируется нарушение целостности после родов, специалист обращает внимание на сильное кровотечение и наличие травм. Если наложение швов было проведено неправильно, то в матке наблюдается воспалительный процесс, развитие послеродовой язвы.

Следующие роды после такого повреждения могут быть осложнены выкидышем или быть преждевременными.

Если специалист не провел зашивание нарушения целостности, то это может привести к самостоятельному зарубцеванию и эктропиону, который влечет за собой ряд серьезных последствий, вплоть до онкологии.

внутриутробная смертьОсложнения, которые могут возникнуть:

1. Острое кислородное «голодание» ребенка в утробе матери, которое было спровоцировано неполноценным кровоснабжением.
  2. Смерть плода внутри утробы.
  3. Геморрагический шок.
  4. Развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания.

Нарушение целостности матки – серьезная проблема, которая может возникнуть по многим причинам и сопровождается выраженной симптоматикой. В данной ситуации, чтобы сохранить жизнь маме и ребенку, необходимо проводить своевременное оказание профессиональной помощи.