Особенности расположения матки

Матка – это женский орган, который располагается в полости таза и служит для развития и рождения ребенка. Стоит помнить, что в разные дни цикла орган может менять расположение и вид. Также изменения подобного рода обязательны во время беременности: организм женщины перестраивается, в нем происходят изменения. Таким образом, расположение матки– величина не постоянная и зависит от многих факторов.

Как в норме располагается орган?

Нормальное положение матки женщины – в малом тазу,позади мочевого пузыря. По бокам от органа расположены трубы и яичники. При нормальном развитии орган находится в тазу приблизительно посередине. Как уже было сказано выше, в различные дни цикла или беременности она может менять свои формы, консистенцию, твердость и соответственно расположение.

маткаЧаще всего расположение тела матки с придатками определяют в зависимости от расположения других органов, которые находятся вблизи. Нормальным является небольшой перегиб органа в сторону мочевого пузыря. Если задние или передние стенки матки спаяны с другими органами таза, такое расположение является патологией.

Чаще всего она является врожденной, но может быть вызвана и некоторыми внешними факторами (например, воспалительные процессы или последствия операции). Диагностика правильности расположения матки проводится только при пустом мочевом пузыре и прямой кишке.

Заметка! Матка совместно с придатками не является статичным органом, именно поэтому она может изменять свое положение из-за давления, которое оказывают другие органы.

Так, например, при переполненности мочевого пузыря она наклоняется в сторону прямой кишки. Частое удержание мочи может привести к проблемам с расположением матки. Незначительные отклонения никак не повлияют на продолжительность цикла, оплодотворение и вынашивание ребенка, более значительные патологии и спайки могут привести к более серьезным заболеваниям и трудностям с зачатием.

Загиб шейки маткиКроме того, матка может наклоняться в правую или левую сторону, вперед или к задней стенке полости по другим причинам. Это может происходить из-за изменений в организме – воспалительных процессов, наличия новообразований и т.д., которые могут как значительно повлиять на расположение органа, таки, наоборот, не привести к ощутимым нежелательным последствиям.

Обратите внимание! Неправильное положение матки может также быть причиной бесплодия или неудачных попыток забеременеть. Однако такое положение органа не всегда относится к патологии, а может быть вариантом нормы.

При наличии такой особенности женщина должна знать, какие дни цикла являются наиболее благоприятными для зачатия и как правильно вести себя во время полового акта, чтобы забеременеть. Например, при смещении матки вперед лучше всего во время полового акта лежать на спине, а таз приподнять при помощи подушки.

половой актПосле попадания спермы в организм нужно перевернуться на живот и полежать несколько минут. Такая методика необходима для того, чтобы сперма попала в наклоненное вперед тело матки. Во время беременности наклонение органа выравнивается, и он становится в правильную позицию.

До начала следующего цикла (первого дня менструации) матка начинает немного подниматься. В этот период она начинает готовиться к новой попытке оплодотворения. Орган изменяется относительно плотности, происходит овуляция, матка немного опускается, готовится к оплодотворению и постепенно раскрывается. В норме орган сокращен, если после менструации он остается увеличенным и опущенным–это может свидетельствовать о возникновении какой-либо патологии.

Заметка! При патологическом расположении матки у женщин во время менструации могут возникать тянущие боли.

Если такие боли сохраняются в течение трех дней после окончания менструации, необходимо незамедлительно проконсультироваться со специалистом.

Патологические варианты расположения

Матка и ее шейка могут иметь патологическое расположение как по вертикали, так и по горизонтали. Кроме того, могут возникать загибы матки:

• вперед;
  • в сторону.

Что касается смещений этого органа по вертикали, то он может быть расположен низко (выпадение, смещение вниз), быть немного приподнятым или с опущением стенок.

Изгиб органа

Патологический загиб главного женского органа женщин может возникать из-за частой переполненности мочевого пузыря или прямой кишки, а также из-за растяжения и ослабевания связочного аппарата матки.

Заметка! Отличие патологического и нормального изгиба матки состоит в том, какой угол возникает между телом и шейкой матки: в норме он тупой, а при отклонениях в развитии органов этот угол будет острым.

месячныеЧасто при наличии загиба матки пациентки сталкиваются с такими неприятными ощущениями, как:

1. Болевые ощущения во время секса.
  2. Болезненные месячные.
  3. Нестабильность цикла (дни цикла то увеличиваются, то уменьшаются).

Стоит отметить, что загиб матки встречается у каждой 5 женщины. С этим диагнозом в большинстве случаев женщины могут забеременеть, выносить и родить ребенка, но при зачатии у них могут возникнуть некоторые трудности.

Что касается лечения, то его проводят с помощью массажных и физиотерапевтических процедур. К хирургическому вмешательству прибегают только в тех случаях, когда изгиб мешает оплодотворению или вызывает сильные боли. Как правило, после родов матка возвращается в нормальное положение.

Загиб может возникнуть, если присутствуют такие факторы:

• частые запоры;
  • воспалительные процессы в прямой кишке или матке
  • киста или миома яичников;
  • тяжелые роды;
  • аборты.

Загиб также может быть обусловлен особенностью строения или врожденной патологией.

Опущение или выпадение

Такая патология наблюдается у 50% женщин старше 50 лет. Существует несколько стадий развития этого заболевания. В зависимости от стадии опущения или выпадения матки, врачи прибегают к различным способам лечения этой патологии. На более ранних стадиях применяют консервативные методы лечения –  лекарственные препараты и физиотерапию. К хирургическим методам лечения врачи прибегают только в крайних случаях, при отсутствии противопоказаний.

Заметка! При незначительном опущении матки применяют консервативное лечение. При этом стенки тела не выходят за пределы влагалища.

Если у женщины есть противопоказания к проведению операции, врачи рекомендуют использовать специальные влагалищные кольца, которые способствуют фиксации матки внутри организма.

Причины выпадения матки:

• повышение внутрибрюшного давлениятяжелые роды;
  • повышение внутрибрюшного давления (такое изменение может быть вызвано хроническим кашлем, постоянными запорами, тяжелой работой);
  • гормональные нарушения;
  • изменения в соединительной ткани;
  • ослабевание мышц и связок, которые удерживают матку внутри организма.

Стоит помнить, что расположение матки может зависеть также от индивидуальных особенностей организма женщины. Существует множество врожденных патологий матки, при которых ее расположение будет меняться.

Для того, чтобы определить наличие патологии, связанной с размещением матки, необходимо следить за своим организмом, а также своевременно обращаться к врачу. Для того чтобы избежать приобретенных патологий, влияющих на расположение органа, необходимо правильно питаться, избегать нагрузок, выполнять элементарные физические упражнения и следить за общим состоянием всего организма.