Причины, симптомы и лечение кист эндоцервикса

Такое новообразование на матке, как киста эндоцервикса, является весьма распространенным. Диагностируется оно чаще всего у женщин за тридцать, которые уже рожали.

В последнее время заболевание молодеет, и все чаще среди заболевших оказываются женщины после 20 лет. Поэтому ввиду широкого распространения недуга очень важно знать о его основных признаках и методиках лечения.

Этиология и симптомы патологии

Эндоцервикс – это слизистая, которая присутствует во внутренней поверхности матки. Здесь имеется большое количество небольших по размерам желез, которые выделяют шеечный секрет.

маткаВвиду ряда причин происходит закупоривание выводных протоков данных желез. Это вызывает скопление цервикальной слизи и расширение протоков. Железы увеличиваются в размерах и в результате получается киста эндоцервикса, которая называется еще Наботовой.

Подобные новообразования на шейке матки способны иметь различные размеры и быть как единичными, так и множественными.

Важно! Чаще всего наблюдаются единичные кисты. Они являются доброкачественными, однако если лечение отсутствует – их размеры могут увеличиваться, что в итоге может привести к ряду осложнений.

Множественные кисты диагностируются реже. Они могут располагаться по всей поверхности цервикального канала и чаще всего не способны вызвать в организме какие-либо серьезные нарушения.

Особенностью данной патологии является отсутствие каких-либо проявлений. Из-за этого большинство пациенток даже не догадываются о развитии у них данного заболевания. Даже при возникновении симптомов, они являются столь слабо выраженными, что обычно не вызывают каких-либо беспокойств.

О наличии подобных образований свидетельствуют следующие признаки:

1. После полового контакта может выделяться небольшое количество крови. Это возможно лишь при локализации образований в определенных местах.
  2. В некоторых случаях возможны кровянистые выделения, которые наблюдаются в промежутках между менструациями.
  3. Киста шейки маткиЕдиничные кисты эндоцервикса шейки матки больших размеров способны вызывать сужение или же полностью перекрывать цервикальный канал. Это впоследствии способно привести к нарушениям менструального цикла. Возникающие нарушения проходимости в канале шейки матки могут вызывать бесплодие.
  4. При достижении Наботовой кистой больших размеров, возможно возникновение дискомфорта. Многие женщины ощущают при этом инородное тело во влагалище.
  5. Одним из основных признаков таких кист являются боли внизу живота.

Вышеперечисленные симптомы не являются специфичными проявлениями данного заболевания, потому нельзя руководствоваться только ими при постановке окончательного диагноза. Но при наличии подобных жалоб следует обязательно обратиться к специалисту.

Методы диагностики

Обнаружение кист эндоцервикса возможно и при обычном осмотре гинеколога. Оно проявляется себя в качестве плотных образований округлой формы, присутствующих на шейке матки. Чаще всего они имеют белый или желтоватый цвет.

Киста маткиРазмер таких кист напрямую зависит от их количества:

1. Если речь идет о единичном образовании, то оно может достигать внушительных размеров, составляющих 3 см.
  2. Множественные кисты могут иметь как совсем маленькие размеры (около одного миллиметра), так и быть довольно большими (около 2 сантиметров). Чаще всего они располагаются группами.

Кстати, если образования расположены во влагалищной части, то это парацервикальные кисты. Они требуют особого подхода в лечение. Чем быстрее будут обнаружены парацервикальные новообразования, тем лучше.

В ряде случаев стандартный гинекологический осмотр не показывает полной картины заболевания, и в таких случаях врач назначает дополнительную диагностику. Чаще всего речь идет об УЗИ органов малого таза.

В ходе ультразвукового исследования специалисту удается определить точное месторасположение, размеры и количество кист. Здесь удается рассмотреть даже те опухоли, которые были незаметны при гинекологическом осмотре.

ВрачЕще одной методикой обнаружения кист на шейке матки является кольпоскопия. Она проводится с использованием специального микроскопа. Данный оптический прибор позволяет гинекологу произвести наиболее тщательные исследования.

Если присутствуют подозрения на раковую опухоль, то может быть проведено также онкоцитологическое исследование, в ходе которого специалистом берутся мазки из маточного канала. После этого они рассматриваются под микроскопом с целью нахождения атипичных раковых клеток.

Для определения причин, приводящих к развитию данных образований, могут быть взяты анализы на инфекционные заболевания.

Причины возникновения

В современной медицине отмечают несколько причин, по которым возникают данные кисты:

1. Наиболее часто такие образования появляются в местах послеродовых травм. К примеру, образовавшиеся после родов участки с эхопризнаками могут спустя месяцы превращаться в кистозные образования.
  2. На фоне развития эндометриоза, вследствие перемещения клеток эндометрия в цервикальный канал.
  3. Боль в животеПри наличии лейкоплакии или эрозии шейки матки также может произойти развитие данного заболевания. Наиболее частой является локализация на зеве шейки. Нередко заболевание происходит вследствие того, что отмершие клетки, появившиеся в результате заживления эрозии, закупоривают проток.
  4. Хронические воспалительные процессы также весьма часто провоцируют развитие кист. К ним следует отнести кольпиты, цервициты и т. д. В этом случае от локализации воспаления зависит то, единичным или множественным будет образование.

Как проводится лечение?

В каждом конкретном случае специалистом может быть выбрано определенное лечение заболевания. Нередко наличие множественных кист небольших размеров не требует никакого вмешательства по той причине, что они не способны вызвать каких-либо отклонений.

Важно! Если у женщины были выявлены многочисленные мелкие кисты, то все лечение для нее сводится к систематическим визитам к врачу.

Крупные же образования в большинстве случаев подлежат удалению по той причине, что они оказывают негативное влияние на здоровье пациентки. Существует несколько методик, которые предусматривает лечение данного заболевания:

1. Криотерапия, когда кисты эндоцервикса подвергаются воздействию пониженных температур. Применяется в тех случаях, когда образование находится в глубине канала.
  2. ВрачРадиохирургия. Данная методика основана на прокалывании кисты, вследствие чего цервикальная жидкость выходит наружу.
  3. Лазеротерапия. Используется при хорошей доступности к образованиям.
  4. Радиоволновая терапия. Ввиду своей болезненности требует местное обезболивание, но благодаря данному методу можно удалить кисту быстро и с гарантией отсутствия возможного рецидива.

Поскольку кисты эндоцервикса на шейке матки способны вызывать некоторые осложнения, их рост необходимо контролировать. При необходимости лечение проводится радикально и такое новообразование удаляют.