Норма и патология шейки матки в период беременности

Каждая женщина знает – при посещении гинеколога, он в обязательном порядке оценивает состояние шейки матки. Тому есть веские причины, ведь изменения этого органа могут свидетельствовать не только о приближении менструации, беременности или наступлении овуляции, но и о различных патологических нарушениях или болезнях.

Именно по состоянию, в котором находится шейка, можно на ранних сроках выявить такие опасные заболевания, как: злокачественная опухоль и эндометриоз.

Особенно тщательно осмотр проводится перед родами. Твердая на ощупь и высоко расположенная шейка матки может препятствовать естественному родовому процессу и своевременному началу схваток.

Изменения шейки в различные периоды

Проводя осмотр, специалист может определить какой период менструального цикла проходит в данный момент. В момент овуляции шейка становится влажной и рыхлой – этот показатель свидетельствует о готовности к оплодотворению.

шейка маткиТвердая и сухая – указывает на приближение менструации, в этот период она находится достаточно высоко, а зев полностью закрывается. В период овуляции, она опускается и размягчается, зев при этом максимально раскрывается.

Многое может рассказать шейка матки и во время беременности. О возможных осложнениях и опасности преждевременных родов свидетельствует очень низкое ее положение: менее 2,5 сантиметра и приоткрытый зев. Если же в период перед родами она остается твердой и не открывается, врач должен принять меры для того, чтобы избежать гипоксии плода, а роды прошли в назначенный срок.

Признаки патологической незрелости

Недостаточно развитая шейка проявляется рядом признаков, которые можно заметить уже в подростковом возрасте. Как правило, девушки с такой патологией немного отстают в физическом развитии: имеют слаборазвитые молочные железы, узкий таз, невысокий рост, слабую растительность на теле. Отмечаются и нарушения в менструальном цикле, она может быть нерегулярной или отсутствовать вовсе.

маткаТочную диагностику недоразвитости шейки,сможет определить специалист после проведения необходимых осмотров на гинекологическом кресле или с помощью УЗИ. При этом отмечаются:

• недоразвитость яичников;
  • маленький размер половых губ;
  • нетипично узкие своды влагалища;
  • несоответственно малый размер самой матки.

Патология сопровождается следующими проявлениями, которые можно заметить и самостоятельно:

• болезненная и нерегулярная менструация;
  • отсутствие или слабовыраженное половое влечение;
  • проблемы с зачатием.

Чем опасна данная патология в предродовые сроки?

Термином – незрелая шейка матки или гипоплазия, обозначают состояние, если перед родами она твердая на ощупь и слишком высоко расположена, а ее цервикальный канал остается закрытым. Также в этом состоянии нередко наблюдается неправильное маточное положение, которая в этот период завернута немного назад.

Стимуляция родовой деятельностиТакое состояние в период 38–39 недель беременности может значительно осложнить естественный родовой процесс. Бесполезной в данной ситуации может оказаться и стимуляция перед родами, поскольку схватки будут долгими и неэффективными, а ребенок, с большой вероятностью, так и не сможет появиться на свет самостоятельно. Множественные разрывы у рожениц также нередкое явление при маточной незрелости.

Большой риск при патологии существует и для самого ребенка. Часто малыши в таком родовом процессе страдают от недостатка кислорода и получают различные травмы.

В этом случае подготовка родовых путей становится обязательной. Такая же необходимость может появиться, если по состоянию здоровья малыша или мамы требуется приблизить родовую деятельность, а шейка матки еще не готова и остается твердой.

Причины появления патологии

Наиболее часто гипоплазия сопровождается недостаточно развитыми яичниками, что влияет на общий гормональный уровень женщины.

Основной причиной появления патологии является генетическая предрасположенность.

Но существует и ряд внешних факторов, способных повлиять на ее развитие. К ним относятся:

• пониженный синтез эстрогенов в организме. При этом нарушении происходит приостановка развития половых органов;
  • депрессияпсихологические отклонения: частые депрессии, стрессовые состояния и эмоциональные нагрузки;
  • повышенные физические нагрузки;
  • частые вирусные, инфекционные и простудные заболевания;
  • отравление организма наркотиками или токсическими веществами;
  • перенесенные операции на яичниках;
  • различные эндокринные заболевания;
  • недостаток питательных веществ и витаминов, скудное или нерегулярное питание.

Все эти причины могут стать виновниками недоразвитости половой системы именно в юном и подростковом возрасте, когда и происходит ее формирование. Следует отметить, что наступление беременности возможно только в случае легкой недоразвитости, которая вполне поддается лечению.

Терапия

При имеющийся патологии в период 38–40 недель беременности, появляется необходимость подготовки роженицы. Проведение стимуляции перед родами возможно двумя основными методами: медикаментозным и немедикаментозным.

водорослиДостичь нужного результата с помощью лекарственных средств можно только в условиях стационара. Для необходимого размягчения, в цервикальный канал вводятся препараты на основе простагландина или морских водорослей. Этот способ позволяет подготовить матку к родовому процессу в течение нескольких суток.

Прокалывание околоплодного пузыря проводится в случае, если подготовить матку перед родами необходимо в течение всего нескольких часов.

К немедикаментозным методам следует прибегать только после консультации с врачом.

1. Физическая активность. Длительная ходьба на свежем воздухе, подъем по лестнице на верхние этажи или уборка дома, увеличит давление на шейку матки естественным способом и позволит подготовить ее перед родами. Данные действия противопоказаны при предлежании плаценты, гестозе и гипертонии.
  2. половая жизньСекс. Регулярная половая жизнь, на последних неделях беременности, усиливает приток крови к матке, а мужская сперма содержит простагландины, помогающие приблизить родовой процесс. Противопоказано при отхождении слизистой пробки, поскольку это повышает риск занесения инфекции.
  3. Очищающая клизма. Вызывает естественные сокращения матки, путем ее раздражения. Кроме того, это хорошая стимуляция, после которой шейка начинает размягчаться, а зев – приоткрываться. Процедура считается мощным стимулятором, поэтому показана только непосредственно перед родами.

В случаях, когда размягчения не происходит длительное время, могут применяться инъекции и таблетки бета-адреноблокаторов и спазмолитиков. Но этот способ считается достаточно опасным для здоровья малыша и применяется крайне редко.