Развитие эктопии цилиндрического эпителия шейки матки

Под эктопией подразумевается анормальное положение цилиндрического эпителия, который обычно находится внутри канала шейки матки. Та часть шейки матки, которая граничит с влагалищем, обычно покрыта обыкновенными плоскими клетками.

эктопияЕсли заболевание ничем не осложнено, то обычно никакой клиники не дает, если болезнь осложняется – появляются зуд, различные выделения.

Данным недугом страдает почти половина всех женщин планеты, при чем у 10% из них эктопия имеется с рождения. Стоит помнить, что подобная аномалия не переходит в злокачественные опухоли, но на ее фоне вероятность подобных процессов повышается.

Диагноз эктопии выставляется после осмотра шейки матки специальным прибором кольпоскопом и после взятия биопсии. Лечение зависит от формы болезни.

Классификация патологии и причины смещения эпителия

Ниже представлены несколько принципов классификации данной патологии:

• В зависимости от того, когда началось заболевание, бывает эктопия шейки:

• врожденная;
    • Эктопия шейки маткиприобретенная.
  • Клинически патология может осложняться или протекать без осложнений. Причем осложнения обычно проявляются какими-либо воспалительными процессами.
  • По гистологическому строению, то есть по тому, что врач видит в микроскоп, выделяют:

• железистое строение;
    • папиллярное строение;
    • предраковую патологию с преобладанием плоских клеток.
  • Что касается железистой формы эктопии шейки – определяются крупные сети желез, подвергшихся воспалению. При папиллярной форме формируется что-то вроде сосочков, которые выстилают цилиндрический эпителий.

Когда подобная эрозия заживает, обнаруживается обратная замена ненормального эпителия нормальным.

Врачи-гинекологи выделяют ряд основных причин для появления эктопии:

1. эстрогеныПо одной из версий, в момент раннего полового созревания эктопия может быть расценена как результат действия повышенного уровня эстрогенов. То есть состояние временное и не является патологией. При беременности дело обстоит точно так же, здесь причиной является изменение функции яичников.
  2. По воспалительной теории, эктопия образуется под воздействием частых вагинитов и воспалений внутренней части шейки матки. Наиболее частыми возбудителями таких процессов служат стрептококки, кишечная палочка, а также все виды возбудителей, вызывающих половые инфекции, начиная от уреоплазмы и заканчивая хламидиями и папилломавирусом.

В ходе воспаления образуются патологические выделения, которые изменяют цилиндрический эпителий с появлением настоящей эрозии, через 14 дней эпителий из шейки смещается, закрывает эрозию, и возникает собственно эктопия. Шейка может травмироваться не только половыми инфекциями, но и в ходе родов, абортов и при использовании некоторых вагинальных препаратов.

3. снижение иммунитетаЕще одна из теорий связывает появление эктопии с гормональным дисбалансом. Так, при наличии процессов по типу эндометриоза, фибром и раннего климакса уровень эстрогенов повышается, что способствует смещению клеток.
  4. С точки зрения иммунологии, эктопия шейки матки – не что иное, как результат сбоя в иммунитете и снижения общей сопротивляемости организма.

Таким образом, к эктопии могут привести практически все процессы, происходящие в женском организме, – от родов до различных инфекций.

Проявления болезни, ее диагностика и терапия

При наличии у женщины неосложненной эктопии обычно никаких клинических проявлений не бывает, а заболевание выявляется только при осмотре у гинеколога.

К сожалению, почти в ста процентах случаев эктопия осложняется и сочетается с воспалительными процессами, предраковой патологией.

Если есть подобные нарушения, то клинически будут наблюдаться сильные выделения, зуд во влагалище, кровотечения. Изменения первичного характера могут привести даже к нарушению менструации и бесплодию.

Выявление недуга

Как уже было сказано выше, подобная проблема, если она имеет врожденный характер, обнаруживается только при обращении к гинекологу. Визуально это проявляется наличием яркого красного участка с неровными краями на общем нормальном фоне эпителия шейки матки. Если прикоснуться к такому участку, может появиться кровотечение.

Если врач обнаружил подобный дефект слизистой, нужно незамедлительно провести кольпоскопию. При такой манипуляции шейка матки окрашивается йодным раствором. После чего на ней обнаруживаются очаги мозаики или неокрашенные участки. Такие признаки делают необходимым проведение полноценного обследования больной.

Помимо кольпоскопии, диагностика включает в себя:

• кольпоскопиямикроскопию;
  • посев содержимого шейки;
  • исследование методом ПЦР.

Немаловажна и цитологическая диагностика, позволяющая обнаружить измененный эпителий. При выявлении аномалий на всех этапах диагностики рекомендуется выскабливание с последующей гистологией.

Чтобы подтвердить нарушение функции яичников, возможно проведение гормонального исследования крови. После всех проведенных мероприятий остается дифференцировать эктопию с эрозией и раком.

Основные методы лечения и профилактики

Лечение данной патологии, как и ее диагностика, зависит от формы заболевания. Если патология неосложненная, то лечение вовсе не проводится. За больной просто наблюдают и отмечают все изменения, происходящие с псевдоэрозией.

Лечение осложненной формы сводится к нескольким основным этапам:

1. таблеткиВ первую очередь, нужно побороться с причиной патологии. Если эктопия вызвана инфекцией, то после верификации возбудителя назначаются различного рода антибактериальные препараты, которые для большей эффективности сочетаются с противовирусными и противовоспалительными средствами. В случае иммунной и гормональной природы патологии, назначаются контрацептивы и препараты, повышающие иммунитет.
  2. После санации очага инфекции и гормонального дисбаланса ликвидируют сам измененный цилиндрический эпителий. Это делается по той причине, что эктопия сама собой вряд ли полностью «рассосется». Деструкция патологического эпителия может проводиться под воздействием холода, лазера, радиоизлучения, а также химических веществ. Перед тем как проводить такое лечение, необходимо получить результат цитологии и гистологии.

лечениеСама операция обычно проводится амбулаторно, то есть госпитализации пациентки в стационар не требует. Общий наркоз также не требуется, обычно достаточно местной анестезии, выполняемой при помощи введения раствора анестетика в шейку матки. Сам укол несколько болезненный, зато дальнейшие манипуляции пациентка ощущать не будет.

3. В случае нормальной гистологии завершающим этапом лечения является назначение препаратов, способствующих заживлению слизистой и половой покой в течение 1 месяца. Если причина болезни в инфекции, необходимо пролечить полового партнера во избежание повтора заболевания.
  4. Если в ходе диагностики были выявлены такие состояния, как эндометриоз, рак, полипы и дисплазия, то дальнейшее лечение проводится согласно схеме лечения этой патологии.

Что касается профилактики, то при данном диагнозе она является одним из основных методов борьбы с патологией:

• консультация у гинекологав первую очередь, нельзя забывать о регулярных осмотрах гинеколога, которые помогут не только выявить заболевание на ранней стадии, но и оценить динамику развития и вовремя назначить лечение;
  • во-вторых, необходимо скорректировать иммунные и гормональные нарушения;
  • при проявлении малейших признаков половой инфекции или воспаления нужно сразу их лечить;
  • женщинам стоит задуматься о культуре половых отношений и не допускать беспорядочных незащищенных связей;
  • со стороны врачей требуется предельная аккуратность в выполнении всех манипуляций на влагалище и шейке матки.

Что касается прогноза, однозначный ответ дать нельзя. Эктопия может возникнуть вновь, даже после полноценного лечения, например, после повторных родов. Но в целом при выполнении всех мер профилактики и при соблюдении осторожности заболевание имеет достаточно благоприятный прогноз.