Почему у некоторых женщин есть еще одна матка?

Репродуктивные органы женщины связаны в сложную систему, и благополучное их функционирование зависит от того, насколько каждый из них нормален, а также от правильного их взаимодействия. Однако существуют различные отклонения в их строении, которые могут быть препятствием для выполнения их функций.

Тем не менее, нельзя сказать, что наличие одного дефекта станет обязательной причиной бесплодия или болезней. Все зависит от индивидуальных особенностей организма, сопутствующих патологий и степени выраженности основного отклонения.

Развитие, опасность и проявления патологии

Одним из таких отклонений, которое способно повлечь за собой проблемы с деторождением, является двойная матка. При его обнаружении можно предполагать, что возможность женщины к вынашиванию ребенка будет снижена, но с уверенностью об этом заявлять нельзя. Существуют случаи, когда женщина благополучно вынашивала и рожала ребенка, несмотря на то, что у нее две матки.

маткаС медицинской точки зрения полное удвоение матки можно считать патологией. Однако в некоторых обстоятельствах данную патологию можно рассматривать как один из вариантов нормы – если отсутствуют отклонения в функционировании половых органов.

При наличии двух маток женский организм может ничем не отличаться по своему функционированию от здорового организма, и нередко данную особенность обнаруживают поздно. Менструальный цикл у таких женщин нормален, неблагоприятных симптомов не наблюдается, проблем с зачатием тоже нет.

Данное отклонение даже не всегда бывает заметно во время УЗИ органов малого таза. Поэтому две матки у женщин – это не всегда повод для тревоги.

Почему такое случается

Наличие данной особенности связано с внутриутробным развитием ребенка. Воздействие неблагоприятных факторов приводит к тому, что имеющиеся изначально две маточные полости не сливаются в одну. К числу таких факторов можно отнести:

• заболевания щитовидкинездоровый образ жизни матери, связанный с тяжелой интоксикацией организма;
  • перенесенные в период беременности инфекционные заболевания половых путей;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с яичниками;
  • заболевания щитовидной железы;
  • прием медицинских препаратов;
  • наличие сахарного диабета;
  • несбалансированное питание, из-за которого организм матери испытывает недостаток витаминов и минералов.

Все эти факторы могут стать причиной того, что у женщины развиваются две матки с общей шейкой и влагалищем. Вероятно даже формирование двух маток с двумя шейками и двумя влагалищами.

Чем опасно

Хотя медицине известны случаи благополучного рождения детей при наличии данной патологии у матери, данную особенность нельзя считать безопасной. В большинстве случаев удвоение матки и беременность – несовместимые понятия.

беременностьПри наличии любых патологий органа есть риск возникновения бесплодия, и наличие удвоения не является исключением. Могут быть проблемы с зачатием, выкидыши, преждевременные роды, сбои менструального цикла, кровотечения, в том числе и послеродовые.

Иногда, чтобы исправить ситуацию, необходимо серьезное лечение – не только медикаментозными и физиотерапевтическими методами, но и с помощью хирургического вмешательства, когда рудиментарная матка удаляется. Особенно важно лечение, если есть угроза смерти женщины или ее ребенка при родах.

Поэтому необходимо диагностировать данное отклонение и выявить, насколько сильно оно влияет на детородную функцию. Желательно провести лечение до того, как женщина забеременеет.

Как проявляется

Такая патология, как две матки, может не проявляться никакими симптомами. Так как подобное явление достаточно редкое, то врачи могут его и не обнаружить. Однако в некоторых случаях имеются некоторые симптомы, которые позволят заподозрить наличие проблем в организме и провести детальное обследование. Сила их проявления зависит от особенностей конкретной женщины. К ним относятся:

• ощущение распирания в нижней области живота;
  • нарушения менструального цикламежменструальные кровотечения, наличие мажущих кровянистых выделений в середине периода;
  • трудности с зачатием;
  • неспособность к вынашиванию ребенка, выкидыши;
  • нарушения менструального цикла;
  • боли в нижней части живота;
  • частое появление кровянистых или гнойных выделений.

Все эти симптомы могут свидетельствовать о наличии проблем в репродуктивной системе. Чтобы обнаружить имеющиеся две матки, нужно провести тщательную диагностику. Основные диагностические методы:

• УЗИ почек и малого таза,
  • МРТ почек и малого таза,
  • колькоскопия,
  • гистероскопия и пр.

Особенности лечения и вынашивания плода

Если у женщины имеются 2 матки, это не означает, что ее необходимо лечить. Иногда данная патология никак не влияет на функционирование репродуктивной системы, поэтому нет необходимости вмешиваться. Необязательно удалять вторую матку, если не наблюдается проблем, напротив, сложности могут возникнуть после ее удаления.

операцияТем не менее, если при таком диагнозе имеются сложности с зачатием, бесплодие или склонность к невынашиванию плода, а также постоянно наблюдаются сбои менструального цикла, лечение нужно. Обычно для решения данной проблемы используется хирургическое вмешательство, в результате которого из двух маток формируют одну, иссекая маточную перегородку.

Если из-за данного отклонения наблюдаются только проблемы с менструальным циклом, может быть использована гормональная терапия.

Значительная часть женщин, у которых две матки, являются бесплодными. Однако такой исход не обязателен. Беременность может наступить, но есть вероятность возникновения сложностей в ее ходе.

преждевременные родыСреди них:

• преждевременные роды;
  • возможность выкидыша;
  • плод занимает неправильное положение;
  • слабая родовая деятельность;
  • кровотечения после родов;
  • риск возникновения патологий у плода и т.д.

Чтобы избежать данных негативных последствий, необходимо принимать меры. Очень важным при таком дефекте является планирование беременности, перед которой женщина проходит полное обследование. Специалист должен убедиться, что у обеих маток есть возможность для вынашивания плода. Если имеются проблемы, лучше предварительно пройти лечение.

В ходе беременности важно постоянное наблюдение врача. Ни в коем случае нельзя пропускать плановые осмотры, отказываться от лечебных мероприятий или принимать лекарства без назначения доктора.

При обнаружении любых неблагоприятных симптомов, о них следует сообщить врачу, чтобы удостовериться в нормальном протекании беременности. При выявлении любых отклонений показана госпитализация пациентки и тщательный уход за ней.

питаниеНужно соблюдать все рекомендации специалиста. Кроме этого, необходимо беречь свое здоровье, избегая тяжелой работы, стрессовых ситуаций, неблагоприятного воздействия окружающей среды – все это может ухудшить ситуацию. Также очень важно полноценное питание, отдых и положительные эмоции. От любых вредных привычек нужно отказаться.

Однако в некоторых случаях врач может посоветовать избавиться от плода. Это делается для того, чтобы сохранить жизнь женщине или при патологическом развитии плода, поэтому отказ от подобного мероприятия может быть опасен.