Патологическая деформация шейки матки

Очень много мифов, страхов и предрассудков связано с такой патологией, как загиб матки. Что же в действительности представляет собой такое состояние, каковы его симптомы, может ли оно вызывать боль, опасно ли для вынашивания беременности и родов, и возможен ли аборт? Как определить изгиб тела матки? Можно ли вылечить это? Ответы на эти и другие вопросы будут даны в статье. Что такое загиб матки и причины возникновения?

Загиб матки – это состояние, когда тело органа отклоняется относительно шейки, в результате чего его расположение отличается от нормы.

Обычно матка находится в глубине таза по центру, параллельно влагалищу и поддерживается в этом состоянии связками. Для того чтобы создавать меньше препятствий для оплодотворения яйцеклетки, она находится в одинаковой плоскости с влагалищем. Существует несколько патологических положений матки:

• антефлексия – при таком положении она образует тупой угол вперед. Такое положение является временным и проходит после родов;
  • антефлексияантеверсия – загиб шейки матки, предполагающий отклонение вперед вместе с шейкой;
  • гиперантефлексия – сильный перегиб матки, иногда она складывается;
  • ретрофлексия – наклонение органа назад, к пояснице. Чаще всего именно это положение имеется в виду, когда речь идет о загибе;
  • латерофлексия – наклонение органа от оси вправо или зачатие к яичнику;
  • перекручивание или переворот вдоль оси. Иногда наблюдается вместе с загибом матки.

Чаще всего загиб матки – это врожденное состояние, особенность строения женского организма, но иногда оно также может быть приобретенным.

Наиболее подвержены данной патологии худощавые молодые девушки с узкими бедрами. Распространенным осложнением является невозможность забеременеть, при этом загиб будет создавать преграду для сперматозоидов, в результате чего они не смогут попасть в тело матки.

Причинами загиба шейки матки наиболее часто выступают такие факторы:

• заболевания кишечникаанатомическое строение половых органов женщины. Загиб матки при этом развивается вследствие нарушения внутриутробного развития;
  • воспалительные заболевания, такие как воспаление придатков или эндометрия;
  • некоторые заболевания кишечника;
  • онкологические заболевания органов половой системы;
  • сильные физические нагрузки, особенно в районе поясницы.

Предотвратить такое состояние, как приобретенный загиб шейки матки, возможно, если вовремя обращаться к врачу при наличии симптомов сбоев в мочеполовой системе.

Любое заболевание, хроническое или острое, инфекционного происхождения нужно вовремя лечить, так как спаечный процесс, возникающий в его результате, может привести к отклонению матки. Спайки являются одной из наиболее распространенных причин приобретенного загиба. В этом случае матка может располагаться по нескольким типам:

• фиксированный тип загиба – чаще всего возникает как последствие воспаления органов малого таза;
  • подвижный или частично подвижный тип – развивается после родов или похудения, а также вследствие пониженного тонуса матки и с возрастом.

Симптомы и последствия патологии

Проявление симптомов будет зависеть от направления и выраженности отклонения. Чаще всего загиб матки протекает бессимптомно, боль или другие негативные ощущения не возникают, поэтому определить изгиб матки можно лишь на осмотре у гинеколога или на УЗИ.

При сильном изменении угла наклона матки могут проявляться симптомы застоя – нарушение оттока выделений, что может спровоцировать:

• развитие воспаления вследствие нарушения кровотока;
  • боль при месячныхвоспаление и боль в пояснице;
  • выделения в виде сгустков;
  • уменьшение объема крови при месячных;
  • боль при месячных;
  • дискомфорт и боль при сексе;
  • трудности с зачатием;
  • запоры и нарушения мочеиспускания, в том случае, если она давит на соответствующие органы;
  • трудности с вынашиванием беременности (боль, угроза прерывания) и родами (чаще всего применяется кесарево сечение).

Как уже было сказано, чаще всего в повседневной жизни симптомов загиба женщина не ощущает, секс также чаще всего не доставляет женщине дискомфорта или боли, ведь негативные ощущения могут возникать только в случае значительного отклонения тела матки от оси. Однако даже при незначительном загибе женщина может испытывать проблемы с зачатием ребенка.

загиб маткиПри нормальном загибе чаще всего зачатие наступает сразу и не сопровождается никакими отклонениями, требующими лечения. Если загиб матки носит патологический характер, то чаще всего причиной бесплодия и загиба выступает один и тот же фактор.

Например, причиной бесплодия в большинстве случаев бывают спайки, а не сам загиб. То же самое касается эндометриоза и хронических воспалительных процессов. В таком случае в первую очередь лечить необходимо саму причину патологии.

Иногда могут помочь женщине забеременеть специальные позы при сексе, например, мужчина сзади и сверху. Может помочь и поднятие таза женщины на 20-30 минут после секса. Это зависит от формы и степени изгиба матки.

Проблемами может сопровождаться не только зачатие, но и вынашивание. Если ребенок уже внутри женщины, а матка при этом не хочет принимать нормальное положение, могут быть осложнения.

кесаревоЧаще всего они проявляются в виде нарушения дефекации и мочеиспускания, вздутия живота, вызывают боль в пояснице, но в некоторых случаях возникает более серьезные проблемы – острые заболевания мочеполовой системы и даже самопроизвольный аборт. Такие ситуации требуют лечения.

Для нормального продолжения беременности иногда может потребоваться оперативное лечение. Также родоразрешение беременных женщин с такой патологией рекомендуется проводить путем кесарева сечения.

Может ли загиб матки повлиять на аборт? Это зависит от того, какой тип аборта проводится. При медикаментозном аборте отклонение матки влево, вправо, назад или вперед не является противопоказанием.

Если речь идет о хирургическом аборте или вакуумной аспирации, тогда врач смотрит на конкретное положение матки. Известны случаи, когда при такой патологии хирургический аборт проходил не полностью или плод оставался после аборта жив. Иногда аборт может быть даже опасен для жизни женщины.

Лечение

Существуют традиционные и народные методы лечения. Традиционные методы терапии включают, например, такие:

• аппаратная гимнастика;
  • Грязелечениелечебная физкультура;
  • комплекс упражнений по вумбилдингу;
  • магнитолазерная стимуляция;
  • парафинотерапия;
  • грязелечение;
  • хирургические методы – используются при спайках, новообразованиях, при восстановлении связок, если другие методы бессильны;
  • репозиционирование. При этом тело матки при помощи специального гинекологического массажа выводиться в правильное анатомическое положение из положения загиба влево или вправо и фиксируется. Повышается эластичность соединительной ткани и трофика органов. Боль при этом пациентка практически не испытывает.

Среди народных методов лечения такое состояние, как матка с загибом вправо, влево, вперед или назад наиболее распространены:

• вагинальное термоорошение минеральной водой;
  • тампоны и спринцевания с отваром коры дуба, зверобоя, лапчатки (1 ст. л. сырья прокипятить в 1 л воды в течение 20 мин. на медленном огне);
  • гомеопатические препараты на основе экстрактов пихты, березовых почек, древесного дегтя.

Гинекологический массаж при загибе матки влагалища и промежности и упражнения для лечения загиба можно проводить в домашних условиях. При этом улучшается кровообращение тела матки, повышается ее тонус. Такой массаж, кроме всего прочего, помогает предотвратить и лечить опущение матки и влагалища.

Для того, чтобы исправить загиб матки у женщин, можно делать такой комплекс упражнений:

1. Лечебная гимнастика при неправильном положении маткиИсходное положение – стоять на четвереньках, опираясь на колени и ладони.
  2. Несколько секунд можно задержать дыхание, после чего как можно сильнее подвинуть согнутую ногу вперед, потом другую.
  3. Эффективным также является поднятия спины вверх и прогибание поясницы из той же исходной позиции.
  4. Можно подниматься с колен, вставать на стопы и возвращаться в исходное положение.
  5. Опять же из этого исходного положения прикасаться правым локтем к правому колену и наоборот.

Среди некоторых женщин распространено мнение, что якобы раннее присаживание девочек может вызвать возникновение загнутой матки. На самом деле это ничем не обоснованный, но довольно старый миф.

Никаким образом положение малышки в период закладки статических функций не сможет повлиять на то, чтобы матка оказалась в загибе. Если ребенок начинает присаживаться самостоятельно, мешать ему не нужно, значит, для этого созрели мышцы.

Загиб матки – довольно часто встречающаяся патология. В большинстве случаев она не приносит существенных негативных последствий для здоровья женщины. Однако если таковые имеются, то современные методы терапии вполне способны исправить патологию и дать женщине возможность жить полноценной жизнью.