Киста матки: ее виды, причины, симптомы, диагностика, лечение

Киста матки является доброкачественной опухолью, которая располагается на шейке матки и образуется из-за застоя слизи в маточных железах. Порой она достигает до 2 см в диаметре, что для шейки матки является немалым размером.

В нашей статье мы рассмотрим виды кист, причины их возникновения, симптомы, расскажем о том, как проходит диагностика и лечение не только медикаментозными препаратами, хирургическими методами, но и народными средствами.

Виды кист шейки и опасно ли такое состояние?

Имеется разные классификации кисты шейки матки. Ниже перечислены наиболее распространенные виды:

• истинные;
  • ложные;
  • приобретенные;
  • Киста маткиврожденные;
  • множественные;
  • одиночные.

В зависимости от места нахождения патологии, данные новообразования разделяют на следующие виды:

• парацервикальные или Наботовы. Данный вид нередко достигает больших размеров и имеет связь с цервикальным каналом;
  • эндометриоидные могут содержать как водянистое содержимое, так и кровяное;
  • киста круглой связки матки образуется в паху, ее часто путают с паховой грыжей.

Многих женщин интересует вопрос, насколько опасно такое состояние.

Гинекологи утверждают, что киста сама по себе не представляет опасности для женского организма. Она не является предраковым состоянием, поскольку не оказывает влияния на гормональный фон, на развитие беременности.

Также киста не нарушает менструальный цикл и не провоцирует развитие раковых новообразований в других органах.

цервицитОпасность для женщин представляют бактерии, накапливаемые в кисте, которые провоцируют рецидивирующие воспалительные заболевания, такие как:

• цервицит;
  • кольпит;
  • эндометрит;
  • оофорит;
  • эндоцервицит;
  • сальпингит.

Данные воспалительные процессы могут привести к бесплодию, внематочной беременности. Большие размеры кист, от 1 до 2 см., сдавливают цервикальный канал. Когда патология выявляется во время беременности, то лечение оставляется на период после родов.

Причины и симптомы заболевания

До сих пор медицина не знает точные причины возникновения новообразования. Однако имеются определенные причины, влияющие на формирование данной патологии. Ниже перечислены наиболее распространенные из них:

• Роды. Когда в период родов происходит повреждение шейки матки, то она, как правило, очень быстро восстанавливается. Такая скорость негативно сказывается на организм женщин, поскольку провоцирует закупорку желез и развитие кисты;
  • Боль в животеАборты, которые наносят вред организму, поскольку травмируют не только саму матку, но и ее шейку;
  • Менопауза приводит к истончению слизистой оболочки, ее железы начинают усиленно вырабатывать немалое число секрета вязкой консистенции. Данный секрет приводит к закупорки протоков, что провоцирует развитие кисты;
  • Инфекционные заболевания. Во время воспалений наблюдается отечность ткани матки, при этом происходит сдавливание желез, нарушается отток и образуется киста;
  • Внутриматочная спираль приводит к гормональному нарушению.

Обычно киста не имеет яркие симптомы и обнаруживается исключительно во время профилактического посещения гинеколога. Ниже перечислены симптомы, приводящие к дискомфорту у женщин при данной патологии:

• часто наблюдаются кровяные выделения, беспокоящие женщину за 2 дня до начала менструации;
  • менструальные выделения более выраженные;
  • периодические боли, возникающие внизу живота;
  • сухость влагалища;
  • болевые ощущения во время или после полового контакта;
  • кровяные выделения после или во время секса;
  • слизистые выделения.

Лечение заболевания и диагностика

Для точной постановки диагноза гинекологи помимо опроса больной и гинекологического осмотра назначают следующее обследование:

1. На приеме у врачаКольпоскопию.
  2. Мазок на микрофлору.
  3. Бак. посев.
  4. Анализ крови.
  5. Биопсию.
  6. Обследование гормонального фона.
  7. УЗИ органов малого таза.

После проведенной диагностики врач назначает лечение исходя из места расположения новообразования, его размера. Если киста находится в легкодоступном месте, то гинеколог обычно ее вскрывает и обрабатывает антисептиками, при наличии гнойных примесей назначается антибиотикотерапия.

Исследователи доказали, что на формирование кисты оказывает влияние повышение в крови эстрогенов, поэтому, прежде всего лечение направлено на стабилизацию данного процесса. Чаще всего для этих целей используют:

1. Употребление таблетокНа начальной стадии кистоза нередко рекомендуют комбинированные оральные контрацептивы, которые предотвращают прогрессирование патологии, например, Жанин, Джес, Логест. Следует понимать, что данные средства применяются при эндометрите с большой осторожностью.
  2. Прогестины уменьшают содержание эстрогенов, избавляя от эндометриоза.
  3. Агонисты контролируют выработку эстрогенов.

Хирургическое вмешательство

Несмотря на то, что данная патология не несет прямой угрозы для женщин, тем не менее, необходимо проводить лечение, чтобы избежать возникновения инфекционных заболеваний. Хирургическое вмешательство проводится, когда киста имеет большой размер, более 1 см. Нередко для этих целей гинекологи прибегают к операции, которая может проводиться следующими способами:

1. Пунктирование. Подразумевает прокол кисты, затем происходит удаление содержимого. После чего следует обработка Солковагином для избегания присоединения вторичной инфекции. Данный вид операции нужно проводить в первую фазу менструального цикла.
  2. Диатермокоагуляция подразумевает воздействие на кистозную капсулу электрическим током. Данные операции проводятся следующими способами: контактным, во время которого происходит контакт электрода с кистой, и бесконтактным, когда электрод не соприкасается с патологией, а вмешательство производится при помощи микродуги. При данном виде вмешательства возможны повторные возникновения эрозий.
  3. ВрачКриодеструкция проводится при помощи жидкого азота, основанного на влиянии жидких температур. Данный вид оперативного вмешательства имеет множество положительных качеств, среди которых: скорая заживляемость, безболезненность, минимальное кровотечение, отсутствие рубцов. Криодеструкцию нельзя проводить при наличии воспалительных процессов, миом, рубцов на матке.
  4. Лазерокоагуляция проводится при помощи лазерного луча. Данный вид операции гарантирует безболезненность, полное отсутствие крови, устранение измененной ткани, минимальное число рецидивов.
  5. Радиоволновый метод считается самым безопасным видом, он основан на выпаривании содержимого, благодаря чему кистозные стенки спадают. Этот способ не приводит к ожогам и к рубцеванию ткани.

После оперативного вмешательства женщинам необходимо пройти антибиотикотерапию и принять курс анальгетиков, чтобы избежать присоединения вторичной инфекции и снять болевые ощущения.

Лечение народными средствами

Также лечение кисты производится народными средствами. Однако необходимо помнить, что использование данных методов возможно лишь после консультации специалиста в дополнении к основной терапии.

Нередко терапия народными средствами подразумевает применение трав, которые безопасны для женщин. Обычно сбор трав используют на протяжении 14 дней, после чего следует 2 недельный перерыв. Ниже перечислены наиболее распространенные способы:

1. Смешать в равной пропорции сок калины и мед, принимать натощак по 1 столовую ложку на протяжении 30 дней.
  2. После чего необходимо приготовить 2 травяных сбора. В первый входит мята, толокнянка, бадана, эвкалипт, мать-и-мачеха, пижма. Во второй – манжетка, дягиль, сосновые почки, петрушка, корень пиона. Травы необходимо брать в равной пропорции. Затем взять 2 столовые ложки сбора, залить ½ л. кипятка, настоять в термосе на протяжении 8 часов. Принимать сборы чередуя через 1 день по 50 мл трижды. Жмых можно использовать в виде компрессов на низ живота, также вечером этим настоем рекомендуется делать спринцевание.
  3. Целебные травыВзять ½ стакан кедровых орехов, залить ½ л. кипятка и поставить на медленный огонь, томить на протяжении 60 минут. Должен получиться настой коричневого цвета. Пить по 50 мл трижды перед едой на протяжении 10 дней.
  4. Для лечения народными средствами можно делать свечи, которые эффективны при воспалительных процессах у женщин. Для этого следует взять 1 яичный желток, 1 чайную ложку меда, 1 чайную ложку ржаной муки, после чего замесить крутое тесто, скатать свечи диаметром ½ см., положить в морозильную камеру. Перед использованием их на протяжении 5 минут следует подержать в комнатной температуре. Ставить дважды на протяжении 30 дней.

Регулярные осмотры у гинеколога и периодическое УЗИ обследование помогут на начальной стадии обнаружить кисту шейки матки, начать своевременное лечение и не допустить развитие осложнений.