Врожденная патология – двурогая матка

В строении матки при гинекологических обследованиях иногда встречаются различного рода патологии. Одной из них является двурогая матка. О наличии данного отклонения многие женщины даже не предполагают, пока речь не зайдет о рождении малыша. Что такое двурогая матка и как она проявляется?

Особенности и виды двурогой матки

Двурогой маткой называется врожденное отклонение строения матки, состоит оно в разделение одной полости на два ответвления (рога), соединенные внизу. Они чаще всего симметричны. Увидеть патологию можно при помощи УЗИ.

Двурогая маткаВ каждом роге может возникнуть полноценное развитие плода и беременность. Также возможно зачатие в одном роге. Эта беременность может проходить как внематочная с внутрибрюшным кровоизлиянием и разрывом рога.

Аномалия появляется из-за нарушения развития эмбриональных зачатков. В ходе развития плода происходит повреждение, и матка начинает развиваться не так, как надо. С такой патологией сталкиваются довольно редко, она бывает у 0,5% женщин.

Возникновение аномалии проявляется некоторыми симптомами:

• периодическими маточными кровотечениями;
  • нарушениями менструации;
  • прерываниями беременности на ранних стадиях или бесплодием.

Причины аномалии

Возникновение аномалии может произойти по разнообразным причинам. Все они зависят от негативных условий, возникших в первые три месяца беременности. В большинстве случаев причинами появления двурогой матки являются негативные внутриутробные условия:

• инфекционные заболевания на первых сроках беременности;
  • болезни эндокринной системы (патологии яичников, сахарный диабет);
  • гипоксия плодагенетические факторы;
  • пороки сердца у мамы;
  • сильный токсикоз в период беременности;
  • гипоксия плода;
  • стрессы и психические потрясения матери;
  • длительное голодание;
  • облучение радиоактивными лучами;
  • отравление организма (наркотики, алкоголь, курение);
  • применение лекарств, в которых имеются мутагенные вещества.

Появление двурогой матки также напрямую зависит от нарушения газообмена, питания и др. неправильных условий. От состояния организма женщины зависит внутриутробное развитие плода. Это значит, что все возможные болезни и изменения в организме мамы влияют на условия среды зародыша и могут являться причиной появления данной патологии.

Следовательно, во время беременности и ее планирования следует отказаться от вредных привычек, избегать психических потрясений. Рекомендуется употреблять здоровую, полезную пищу и больше гулять на свежем воздухе.

Классификация

Как было сказано выше, патология характеризуется раздвоением полости на 2 части. В связи с уровнем разделения полости различают 3 вида патологии:

1. Полная. У нее есть внутренняя перегородка, «рога» отделяются в стороны друг от друга в месте маточно-крестцовых связок. Такое разделение ведет к образованию отдельных полостей, похожих на 2 однорогие матки. При этом виде строения матки возможно зачатие и рождение ребенка. Плод формируется в полости одного рога. Редко встречаются удвоение шейки матки – это 2шейки и 2 независимых влагалища.
  2. двурогая маткаНеполная. Матка, не имеющая сильно выраженных признаков патологии, т.к. проем совсем незначительный, а перегородка имеет совсем небольшие размеры и при проведении УЗИ едва заметна. Оба рога по форме и размеру практически одинаковы.
  3. Седловидная. Считается отдельной патологией развития. Аномалия заметна нечетко, происходит небольшое углубление похожее на седло. Беременность при седловидном виде возможно, но если имеются сопутствующие пороки, то не исключены самопроизвольные выкидыши. При узком тазе и седловидной матке может возникнуть неправильное расположение плода, поэтому чаще применяется кесарево сечение.

Возможные симптомы обычно появляются при полной двурогой форме. Планировать беременность следует после посещения и консультации врача, поскольку может понадобиться заблаговременное оперативное вмешательство. При полной форме удвоения женщина постоянно должна наблюдаться у гинеколога. А неполная форма редко приводит к осложненной беременности, болезненным состояниям и не требует хирургического вмешательства.

Возможные осложнения и риск для женщины

При возникновении «двурогости», особенно полного типа, зачатие становится сложнее, а вынашивание ребенка повлечет угрозу прерывания беременности.

Если оплодотворение произошло, возможны и другие опасности:

• преждевременные роды;
  • недостаток плацентарного кровообращения;
  • предлежание плацентыпредлежание плаценты;
  • сдавление перегородкой растущего плода;
  • замерший плод.

Во время родов могут возникнуть следующие осложнения:

• кровотечение;
  • слабые схватки;
  • травмы малыша.

Врачи в этом случае не советуют рожать самостоятельно, а делать кесарево сечение.

Риск появления проблем в период беременности растет в зависимости от того, насколько разделена полость матки. При нормальном развитии обоих рогов, если плод закрепился в одном из них, беременность будет проходить нормально. В редких случаях зачатие может произойти сразу в обоих ответвлениях. Очень плохо, когда один рог является недоразвитым, тогда беременность проходит как внематочная.

Развитие патологий может наблюдаться уже на первых месяцах беременности. Зародышу может не хватать свободного места и у него нарушается кровообращение.

На последних сроках беременности тоже возможны осложнения: может образоваться раннее старение плаценты или предлежание.

Диагностика и лечение

В настоящее время правильное лечение и диагностика способны помочь женщине забеременеть, выносить и родить здорового малыша. Диагностику, как правило, проводят при помощи лапароскопии и УЗИ.

Наиболее часто для выявления аномалии применяется метод УЗИ. Для подтверждения диагноза может понадобиться:

• гистеросальпингографиялапароскопия (с помощью прокола брюшной стенки определяют диагноз);
  • гистеросальпингография (иногда вместо обследования при помощи УЗИ-аппарата делают рентгеновские снимки);
  • МРТ (в редких случаях);
  • зондирование;
  • УЗИ гистеросальпингоскопии (вводят в матку и трубы контрастное вещество, после чего делают УЗИ, которое определяет проходимость труб, вид и форму «двурогости»).

При альгодисменорее или бесплодии обязательно проводится УЗИ. Образовавшуюся патологию выявляют посредством обследования при помощи аппарата передней брюшной стенки. Также проводится УЗИ специальным вагинальным датчиком. Двурогая матка может также определяться трансабдоминальным способом.

метропластикаЛечение аномалии проводится в том случае, если появляются сложности в вынашивании плода. Если зачатие ребенка не происходит, и причиной является раздвоенная матка, в этих случаях проводят хирургическое лечение – метропластику.

В рамках этого вмешательства иссекается маточная перегородка, и маточные стенки приходят в норму. Целью этого лечения является объединение матки в одну полость. Иногда возможно проведение экстирпации одного рога.

Наиболее часто женщинам проводят операцию Штрассмана, которая состоит в проведении лапаротомии.Это полноценная полостная операция, при которой хирургически разделяется дно матки, удаляется перегородка и швом соединяются оболочки матки.

Двурогая матка – это не приговор. Во многих случаях женщины сумели зачать и родить малышей, родоразрешение в этом случае было проведено методом кесарева сечения.

В связи с выше сказанным можно сказать, что беременность и развитие двурогой матки – понятия не взаимоисключающие, но для минимизации рисков важно своевременно обнаружить аномалию, провести УЗИ и находиться под тщательным наблюдением врача.